Праздничный портал - Holidaylink
Поиск по сайту

Что говорят дети в 1 год. Когда ждать от ребенка первых слов и как помочь ему научиться говорить? Как ускорить развитие: игры, занятия, путешествия

Все родители с нетерпением ждут, когда их малыш скажет свое первое слово, а далее и целое предложение. Конечно же, все начинают переживать, кода ребенок в 1 год не говорит слова, а вот соседский малыш уже вовсю на улице общается, пусть и не совсем внятно, со своими родителями. Что по этому поводу думают специалисты? Все ли дети должны начинать разговаривать в одном возрасте? Какие слова говорит ребенок в 1 год? Все это рассмотрим в дальнейшем содержании, а также ознакомимся с причинами, по которым малыш отказывается говорить, узнаем, как быстро научить чадо разговаривать.

Нормы развития речи

Нормально ли, когда ребенок не говорит в 1 год 2 месяца, а у друзей малыш в год уже знает много слов? В первую очередь нужно понимать, что не все малыши развиваются одинаково. Кто-то быстрее начинает ходить, другие - говорить, все дети индивидуальны. Но все же есть нормативы развития речи, и если имеются серьезные отклонения, то стоит начинать бить тревогу и обратиться к узким специалистам (невролог, психотерапевт, отоларинголог, логопед). Сколько слов говорит ребенок в 1 год? Сейчас узнаем, но рассмотрим нормы речи с первых месяцев жизни, по ним тоже можно заметить отклонения.

  1. В возрасте 1-2 месяцев ребенок должен научиться выражать свои эмоции криком - разная интонация, по которой понятно, доволен малыш или нет.
  2. К лепету от крика речевой центр должен перестроиться до трех месяцев. Примерно в 2,5-3 месяца младенец начинает "гулить" и "агукать".
  3. С пяти месяцев до полугода в речи должны появиться слоги "ма", "ба", "па", "бу" и так далее, они могут повторяться, и многие думают, что малыш уже осознанно называет своих родителей, бабушку. Это не так, это просто повторяющиеся слоги, которым нужно учить (говорите чаще "ма-ма", "ба-ба", "па-па"). В этом возрасте появляются интонации.
  4. С семи до десяти месяцев начинается активное лепетание, много звуков повторяет за родителями, говорит повторяющимися буквами и слогами "ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба-ба-ба, па-па-па-па, ма-ка, ба-ка а-а-а" и так далее.
  5. В 11 месяцев должен быть минимальный словарный запас: папа, баба, мама, дай, ав, на.
  6. Сколько слов говорит ребенок в 1 год? Имеются различные данные от разных специалистов, и диапазон составляет от 2 до 20. Здесь простые слова и звуки: мама, баба, тетя, папа, дай, на, мяу, гав, айда и так далее.

Не путайте лепет со словами

Некоторые родители хвалятся, что ребенок до года - уже такой болтун, просто не умолкает. Но чаще родители путают лепет со словами. Лепет - это просто набор звуков, их ребенок только учится произносить, балаболит от скуки.

Другие же начинают переживать, что ребенку 1 год 1 месяц, не говорит ни слова, только лепечет. И здесь можно ошибаться. Слова, будь они и похожи на лепет (ка-ка, бу-ка, ап-ап и так далее), - это определенный смысл, и одно "слово" может означать многое. Например, "ка-ка" - это может быть как что-то неприятное, мусор, так и качели (не может сказать кач-кач, но зовет), или даже подражание вороне - "кар-кар" (нет еще звука "р"). Итак, одно "слово", похожее на лепет, может иметь целую кучу значений, а значит, это уже не одно, а несколько слов.

Стоит ли переживать, если в год малыш не говорит?

Услышав от родителей, что ребенок в 1 год 1 месяц не говорит, или слов у него в запасе мало, педиатр начинает уделять данному аспекту повышенное внимание, что тревожит мам и пап. Но стоит отметить, что ни один опытный педиатр, логопед, дефектолог, не станет говорить об отставании в развитии, рассматривая только задержку речи. Стоит обращать внимание и на другие показатели.

Так, если малыш живо интересуется всем окружающим, у него хорошо развивается мелкая моторика (в частности, пинцетный захват), нет проблем со зрением, слухом, не было во время родов и беременности осложнений, то переживать из-за отсутствия речи сильно не стоит. В любом случае, нужно обследоваться у невролога, и педиатр на основании выявленных показателей уже оценит комплексно развитие малыша.

Всем родителям стоит помнить, что самостоятельно малыш не начнет говорить, с ним нужно усердно заниматься. Сегодня, в связи с распространением гаджетов, которыми заняты дети вместо обучения разговору, проблема развития речи как никогда актуальна. Мамы и папы должны понимать, что лучше эту проблему предупредить, не допустить, чем потом бороться с последствиями, ведь сильная задержка развития речи влияет на полноценное развитие.

Если ребенок 1 года не хочет говорить, то стоит обратить внимание на следующие показатели:

  1. Реакция на свое имя, других людей, изменение обстановки. Если малыш не следит за предметами, не поворачивает голову в сторону раздавшегося шума (или своего имени), то нужно пройти комплексное обследование.
  2. Подражание звуков, движений.
  3. Наличие лепета, похожего на слова, общение с окружающими движениями, звуками.

Если у ребенка проблемы со слухом, зрением, детский аутизм, то обучение разговору должно производиться при помощи специалистов. Дома, конечно, тоже нужно заниматься, в этом помогут специализированные книжки. Если ребенок не относится к данным категориям, то могут быть иные причины отсутствия речи, и мы предлагаем их рассмотреть.

Генетика

Если ребенок 1 года ничего не говорит, но у него нет никаких отклонений и все остальное развитие протекает на "ура", то поинтересоваться нужно уже у бабушек и дедушек, во сколько же лет вы сами сказали первые слова. Если один из родителей в детстве был молчуном и начал разговаривать только в 2-3 года, то велика вероятность, что и его ребенок начнет общение позже прописанных норм.

Если дело в генетике, то это не означает, что можно спокойно ждать первых слов, нужно продолжать заниматься. Просматривайте вместе популярные видеоуроки "Учимся говорить" для детей от 1 года до 3 лет. Это доступная методика, ее можно бесплатно просматривать в Сети. Читайте книжки, просите ребенка называть персонажей сказки по картинкам (кот, собака, дядя и так далее), пусть малыш пока изучает элементарные слова.

Половая принадлежность

Принято считать, что девочки начинают говорить немного раньше, чем мальчишки, и это правда. Поэтому, если соседская годовалая Аленка уже знает несколько слов, а ваш ребенок 1 года 1 месяца не говорит так же внятно, то не стоит переживать. Разница в развитии речи есть, но в дальнейшем мальчики быстрее начинают складывать предложения, так как у них раньше формируется умение осознавать действия, движения (пойдем гулять, дай пить). У девочек в этом плане все иначе, они больше понимают предметы, и "пойдем гулять" может звучать как "качели", "горка", а "дай пить" - "сок" и так далее.

Познавательные способности

Любопытные и активные дети разговаривать начинают раньше, чем тихони, которые предпочитают не ползать в доме по всем малодоступным местам, а спокойно играть в кроватке с любимым мишкой. И рекомендации по обучению речи в данном случае тоже будут отличаться.

Если малыш активен, то будьте везде рядом с ним, показывайте и называйте предметы, движения. Когда малыш не так ативен, то купите книжки с голосовым сопровождением, сами на картинках показывайте героев, предметы, называйте их, а потом просите, чтобы малыш их называл. Например, на вопрос "Кто от бабушки ушел" ребенок должен сказать "Колобок" (если невнятно, но речь про Колобка, то тоже хорошо).

Взаимодействие малыша со взрослыми

Не все родители могут из-за своей занятости полноценно заниматься с малышом, и на помощь им в этом приходят планшеты, телефоны и прочие гаджеты. Мол, держи, сынок, дави по кнопкам или по экрану, это интересно. А потом удивляются, что ребенок в 1 год не говорит "мама", "папа" и прочие элементарные слова. С детьми нужно заниматься самостоятельно, ведь компьютер не заменит общения с человеком. Даже развивающие игры, где гаджет просит показать собачку и коровку, - это не разговор. Ребенок просто молча будет давить на изображения, которые были запрошены, но не назовет их. После такого воспитания очень тяжело научить малыша речи, она ему просто не интересна.

Уберите гаджеты, сами начните заниматься своим ребенком, ведь ничто не может заменить живого общения, маму, отца. Читайте книжки, просматривайте мультфильмы, видеоуроки, обучающие говорить малышей, вместе повторяйте слова за героями. Отменно помогают начать говорить новые предметы, вещи. Ходите в зоопарк, покажите живых зверей, это вызовет ряд эмоций, и ребенок будет пытаться назвать слона, тигра и прочих обитателей парка.

Мотивация

Мотивация - это реальный двигатель. Если ее нет, то ничего не получится. Сами подумайте, говорили бы вы, если бы вам все приносили по указанию руки? Вот и дети так же. Если ребенок в 1 год 1 месяц не говорит "дай", а указывает на сок пальчиком, то не нужно сразу бежать и нести. Важно мотивировать малыша, он намного умнее, чем вы думаете, просто лентяй. Например, показывает ребенок на сок, начинайте спрашивать "Что?", "Что это?", "Зачем сок?". Пришла бабушка, и малыш улыбается, показывает на нее пальчиком? Он ждет, что вы назовете, кто это. А вы спрашивайте: "Кто к нам пришел"? "Кто это принес гостинцы"? Напомните, что это "баба", и опять спросите, кто это.

Так же должно обстоять дело с подачей игрушек, книжек, походов на прогулку и так далее. Не делайте все по мановению пальчика ребенка, делайте вид, что не понимаете, чего он хочет. Малышу нужна мотивация называть вещи и действия словами.

Занятия не по возрасту

Как учить ребенка говорить в 1 год? Нужно показывать картинки, называя в них предметы, называть вещи, действия, но не перегружать мозг малыша символами. Многие родители уверены, что если раньше начать учить ребенка счету, показывать буквы и цифры, то из него вырастет гений. Это все точно, но только вот наоборот. Мозг малыша в год и полтора не готов учить счет. Он запомнит буквы, цифры, покажет их на картинке по требованию, но все это молча. В год малыш должен учиться говорить, а не считать и запоминать азбуку, и это нужно знать всем.

Занятия должны состоять из общения, живого разговора, чтения, повторения слогов и звуков: ма-ма, ба-ба, киса, мяу, и так далее. Не пытайтесь сделать из ребенка вундеркинда, но и не останавливайтесь на изучении только элементарных слов. Нужно учить объяснять словами действия: идем, дай, на, возьми, гулять, кушать, и так далее.

Пустышка - враг речи

Если ребенок в 1 год 1 месяц не говорит, но сосет постоянно пустышку, то не стоит удивляться отсутствию речи. С пустышкой малыш уходит в себя, ему сложнее что-либо объяснить, он мало запоминает, так как занят другим делом. Далее, если использовать пустышку после полутора лет, она станет причиной испорченного прикуса, что, в свою очередь, влияет не только на внешность, но и на речь, она будет менее внятной.

По возможности вообще откажитесь от использования пустышки после года. Если есть необходимость, то давайте ее малышу только на время, пока он засыпает, а далее вынимайте изо рта, так быстрее ребенок отвыкнет от привычки сосать.

Двойняшки или тройняшки

Если вам посчастливилось стать родителями сразу нескольких деток, то не удивляйтесь более позднему развитию речи. Официально для близнецов не внесены нормы по развитию речи, но любой логопед, невролог, педиатр и дефектолог скажет, что малыши начнут говорить позже, чем детки одноплодной беременности. Почему так происходит?

Дело в том, что близнецы очень длительное время не нуждаются в общении ни с кем, кроме друг друга, а свое "улюканье" они и так понимают. Двойняшки, тройняшки, общаются меду собой на своем диалекте, и им этого достаточно, нет мотивации учить слова. Что делать?

Нужно максимально много времени уделять общению с детьми, и желательно чаще разговаривать с ними наедине. Например, пусть папа сидит в комнате с одним, читает книжки, учит говорить. А в это время мама в ванну понесла купаться другого ребенка. И в ванной тоже нужно заниматься, здесь много интересного: "уточка плавает", "куп-куп", "мыть", "водичка" и так далее. Потом меняем детей местами - хоть немного времени, но они проведут друг без друга, и появится мотивация к общению с другими людьми.

Стресс

Любые изменения - стресс для ребенка. Это может быть переезд, появление нового члена семьи или, наоборот, уход (развод родителей, подруга попросила пожить недельку и так далее), и все это влияет на развитие речи. Малышу нужно адаптироваться в новой обстановке, только потом стоит продолжить обучение.

Исключите ссоры при малыше, не ругайте животных при ребенке. Сильную обиду детям наносит несправедливое наказание: уронил что-то - поставили в угол, поругали, или просто у родителей плохое настроение, они ворчат, не обращают внимания и так далее.

В семье обстановка должна быть здоровой и спокойной, только так малыш будет развиваться вовремя и полноценно.

О том, что должен говорить ребенок в 1 год, мы поговорили. Также разобрались в причинах, по которым может произойти задержка развития речи. Теперь рассмотрим советы, которые помогут быстрее научить говорить малыша.

Ребенку проще запомнить не короткие слова, а уменьшительно-ласкательные. Например, кот - повторить сложно, а вот "киса" или "кыса" - проще. То же касается слова "вода", дети проще воспринимают "водичка".

Хорошо помогают в развитии речи развивающие коврики, где нужно давить на изображение, и появится звук. Но малыши привыкают к нему и начинают только слушать. Совет: через время достаньте батарейки. Ребенок нажмет на коровку (к примеру), а звука нет! Тогда он сам скажет "муу", а может и спросит: "Где муу?"

Речь ребёнка в 1 год зависит от того, как проводилась подготовительная работа по её развитию с рождения до года. Гуление, лепет и произнесение первых слов подготовило артикуляционный аппарат к более сложной работе, знакомство малыша с предметами ближайшего окружения обогатило его пассивный словарь.

В год малышу уже известны значения многих слов, активный словарь содержит 10–25 слов, он начинает пользоваться речью, как средством общения. Он может произносить слова правильно (мама, ляля, баба), лепетать (па, ма, бах), частично воспроизводить формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), и подражать голосам животных и окружающим его звукам (му-му, бу-бу, пи-пи, би-би).

На этом этапе уже можно определить, есть ли речевые проблемы. В отличие от специалистов, родителям бывает сложно увидеть их, но ниже мы расскажем по каким признакам можно самостоятельно выявить речевые проблемы у малыша.

Пассивный и активный словарь

В этот период обращает на себя внимание такая характерная особенность, как подражание словам взрослых. Малыш повторяет не только знакомые слова, но и неизвестные ранее. Это могут быть слова, адресованные ребёнку, или слова, которые он услышал от окружающих. Такое активное подражание можно заметить уже с 1 года 5 месяцев. Здесь важно не сюсюкать с детьми, подделывая свою речь под «детский» язык, а давать пример правильного произношения слов.

Начиная с года жизни растёт понимание слов, малышу знакомы названия предметов его ближайшего окружения, названия предметов, животных и прочих объектов, которые ему чаще всего показывают на картинках в детских книжках, на улице. Малыш очень любит рассматривать яркие цветные книжные иллюстрации. Взрослые должны поддерживать этот интерес, подбирая понятные картинки.

Комментируя иллюстрации малышу, нужно высказываться точно, простыми словами, стараться обозначать предмет одним, постоянным словом, чтобы смысл изображённой картинки не был потерян в потоке речи взрослого. Например, пока словом обезьяна называем мартышку и гориллу.

К полутора годам жизни активный словарь ребёнка равен 20–30 словам, по своему звуковому составу он пока прост. Благодаря стремлению подражать речи взрослых, малыш к концу второго года увеличивает количество произносимых слов в десять раз. В речи преобладают существительные, но встречаются глаголы (их в 2–3 раза меньше) и наречия (там, тут, здесь).

Изредка к двум годам в детской речи можно встретить употребление прилагательных, эта особенность сохранится и далее, в младшем дошкольном возрасте. Часто встречаются в речи ребёнка и легко используются личные местоимения (я, ты, он, она).

Грамматический строй речи и звукопроизношение

После полутора лет появляется способность изменять слова простейшими способами, связывая их в одну фразу (дай куклу – «дай ку»). Чаще всего используются односложные предложения. В таких примитивных предложениях одно слово может употребляться в разных значениях. Произнося слово «му», ребёнок в одном случае хочет, чтобы ему дали игрушку, а в другом тем же самым словом обращает внимание взрослого на глазки или рожки игрушечной коровы, которую он держит в руках.

К окончанию второго года жизни в предложениях может быть и три, и четыре слова. Предложения бывают и вопросительными, и восклицательными. Сами вопросительные слова пока ребёнку недоступны, он выражает вопрос интонацией, с которой произносит такое предложение. Предлогов в словах пока тоже нет («Сева би-би» – у Севы машинка).

Все гласные звуки на втором году жизни уже произносятся малышом. Доступны его артикуляции и некоторые согласные звуки: м, п, к, т, д, н, ф, х, б, г, в, й. Чёткость их произношения зависит от места звука в слове и количества слогов в нём. В простых словах из одного – двух слогов все звуки произносятся правильно (Катя, папа, Таня, Вова). Эти же звуки «глотаются» и искажаются в более сложных словах (писина – машина). Не даются малышу и сочетания двух согласных звуков рядом (хеб – хлеб), особенно если это сложные в произношении звуки, например: с, ш, р, л.

Становится заметен разный темп освоения речи детьми одного и того же возраста. Это зависит от индивидуальных особенностей малыша, наследственности, и от перенесённых в раннем детстве заболеваний. Большое значение имеет интенсивность общения взрослых с ребёнком, то, как стимулируется речевое развитие ребенка в 1 год.

Нормы развития речи на втором году жизни малыша

Оценивать речь ребёнка в год очень проблематично: ориентиры её развития весьма условны и допустима задержка речевой активности. Можно привести приблизительные нормы к концу второго года жизни:

  • малыш отвечает на простые вопросы;
  • он может выполнить простое поручение, например, отнести бабушке чашку, подать вещь или игрушку;
  • ребёнок легко повторяет за взрослыми несложные фразы и простые слова;
  • его произношению доступны все гласные и большинство согласных звуков;
  • к полутора годам малыш объединяет в предложение два слова, а к двум годам строит предложение из 3–4 слов;
  • он активно и по собственной инициативе вступает в общение с другими детьми и знакомыми взрослыми;
  • он может задавать вопрос, пользуясь интонацией;
  • ребёнок способен произнести не менее 50 слов, чаще 200–300;
  • начинает использовать единственное и множественное число существительных (кубик - кубики), уменьшительно-ласкательные суффиксы (дом -домик);
  • он может понять и выполнить инструкцию из двух этапов: «Возьми на столе ложку и отнеси её папе»;
  • малыш может показать две - три части тела или больше;
  • слушает потешки, сказки, стишки, пытается запоминать небольшие кусочки.

Если в списке выше вы видите пункт, которому ваш малыш не соответствует, стоит пристально понаблюдать за ребёнком, оценить, стремится ли он к общению с окружающими, понимает ли обращённую к нему речь. Вполне возможно, что у малыша небольшая задержка речевого развития.

Симптомы задержки речевого развития малыша

Как понять, что у годовалого ребёнка задержка речевого развития? Этот вопрос интересует многих родителей, и нередко мамы и папы бросаются из крайности в крайность. Одни, видя, как сверстники их ребёнка бегло и свободно высказываются, тревожно прислушиваются к речи своего малыша, который не освоил и половины подобного лексикона. Другие же, опираясь на истории тех кто рассказывает, как их молчавшие дети внезапно заговорили в 3, 5, 6 лет, ничего не предпринимают и ждут такого же чуда, а потом сталкиваются с проблемой серьёзной задержки развития своего малыша.

Возраст от года до двух – это своеобразный рубеж, когда становится ясно, нормально ли развивается детская речь, или у ребёнка есть одна из следующих патологий:

  • моторная алалия
  • сенсорная алалия,
  • дизартрия,
  • афазия,
  • ринолалия,
  • тугоухость, или отсутствие слуха,
  • задержка речевого развития,
  • общее недоразвитие речи.

В два года нужно обязательно обследовать малыша у специалиста, если у него имеются следующие симптомы:

  • ребёнок молчит или лепечет на одному ему понятном языке;
  • когда спрашивают, как его зовут - отворачивается;
  • малыш не обращается к взрослому, когда ему что-то нужно, а мычит или показывает пальцем;
  • ребёнок понимает то, что ему говорят, но сам не может оформить высказывание;
  • сначала речь появилась, в ней были слова или даже фразы, а потом она пропала, и ребёнок практически замолчал;
  • к 2 годам в речи почти нет слов.
По результатам обследования в два года целесообразно начинать стимуляцию речевого развития, причём значительно продвинуться в этом направлении могут сами родители. Многие просто не знают что и как нужно делать, поэтому рекомендуется сходить на консультацию к логопеду, психологу или дефектологу - с ними можно заниматься уже с 2 лет.

Самостоятельная диагностика задержки развития речи

Не являясь специалистами, родители вряд ли самостоятельно смогут определить, в чём причина речевого дефекта. Им доступна только простая диагностика. Родители могут определить:

  • не нарушен ли у малыша слух,
  • в каком состоянии у ребёнка находится крупная и мелкая моторика,
  • сохранена ли подвижность его органов артикуляции,
  • в какой степени он понимает обращённую к нему речь.

Проверка слуха

Нарушение слуха – весомая причина задержки развития речи. Не слыша правильное произношение слов, малыш не сможет произнести их. Можно заподозрить такую патологию, если с года появляются следующие симптомы:

  • малыш не реагирует на тихие звуки, которые раздаются вне поля его зрения;
  • он не поворачивается к источнику звука;
  • ребёнок не проявляет интереса к музыке, звукам работающей бытовой техники, электроники;
  • малыш не понимает, когда к нему обращаются;
  • он не имитирует звукоподражания, в его речи нет лепета и простых слов;
  • ребёнок не использует голос для привлечения к себе внимания взрослых.

При появлении сомнений можно самостоятельно проверить слух у малыша. Для этого нужен взрослый помощник и отдельное помещение, защищённое от постороннего шума. Малышу нужно предложить поиграть вместе с мамой в звучащие игрушки. Далее, взрослый ими производит звуки за спиной у малыша на расстоянии не меньше 6 метров, так чтобы он не видел источник шума. При отсутствии реакции расстояние уменьшают на один метр, приближаются с каждым этапом все ближе к ребёнку.

Можно начать обследование с шёпота за спиной у малыша, изображающего непривычное для него сочетание звуков, которое должно привлечь внимание ребёнка. Затем эти звуки или имя малыша повторяют голосом обычной громкости. Такая же процедура проводится через несколько дней. При подозрении на отсутствие или снижение слуха нужно показать ребёнка отоларингологу.

Диагностика мелкой и крупной моторики

Обследованию моторики не напрасно придаётся такое большое значение. Зоны головного мозга, отвечающие за развитие речи и мелкой моторики ребёнка, расположены рядом друг с другом. Нет проблем с мелкой моторикой – значит, сохранны механизмы возникновения речи, и, скорее всего, проблема лежит не в области невропатологии. Неуверенные и нескоординированные движения, невозможность совершать точные движения кистью руки и пальчиками – нужна консультация невролога и тщательная диагностика.

Показатели развития общей моторики к окончанию второго года жизни ребёнка:

  • он умеет бегать;
  • неплохо поднимается по лестнице, наступая по очереди одной ножкой на каждую ступеньку;
  • невысоко подпрыгивает вверх или перепрыгивает через очень низкое препятствие;
  • ударяет ногой по мячику;
  • перешагивает через предметы;
  • марширует, хотя и не слишком ловко;
  • может пятиться назад.

Достижения в развитии мелкой моторики у двухлетнего малыша:

  • пытается остановить катящийся к нему мячик;
  • он может поставить друг на друга от 4 до 6 кубиков («строим башню»);
  • ребёнок рисует вертикальные линии или просто «каракули», хотя карандаш или фломастер держит зачастую неправильно;
  • у него отлично развит «пинцетный захват», когда очень мелкие детали игрушек или кусочки пищи малыш берёт двумя пальчиками;
  • он нанизывает колечки пирамидки на штырь подставки;
  • отрывает от листа бумаги, куска пластилина мелкие кусочки.

Для определения уровня развития моторики не нужно организовывать специальное обследование, достаточно внимательно понаблюдать за движениями ребёнка во время бодрствования.

Диагностика органов артикуляции

Аномалии строения речевых органов, нарушение их подвижности может влиять на умение произносить отдельные группы звуков. Чтобы обнаружить патологию, достаточно проверить строение языка, челюстей, губ, нёба.

Возможные проблемы:

  • прогения – нижняя челюсть выдвинута далеко вперёд относительно верхней челюсти;
  • прогнатия – верхняя челюсть выдаётся вперёд;
  • открытый прикус – между сомкнутыми зубами виден промежуток;
  • высокое и узкое нёбо («готическое»);
  • укорочённая уздечка языка, малышу сложно поднимать язык наверх, он начинает раздваиваться у ребёнка как у змеи;
  • массивный или очень маленький язык.

Помимо этих дефектов, родители могут заметить повышенное слюнотечение, дрожание языка, вялость губ, постоянно приоткрытый рот. При наличии таких симптомов нужно сразу же обратиться к специалисту. Отсутствие своевременного проведения коррекционных мероприятий может привести к развитию задержки психического развития и даже умственной отсталости.

Проверка понимания речи

Чтобы удостовериться, что ребёнок понимает обращённую к нему речь, ему предлагают выполнить несколько заданий в игровой форме:

  • предложить выбрать одну игрушку из нескольких, разложенных перед малышом;
  • понимает и отбирает предметы красного, жёлтого, синего и зелёного цвета;
  • собрать матрёшку или пирамидку
  • попросить показать вещи, которыми он пользуется в быту: ложка, чашка, стул, тапочки;
  • предложить показать у себя или у куклы части тела;
  • попросить найти предмет или действие на картинке (их можно вырезать из ненужных журналов и наклеить на картон);
  • предложить выполнить простую просьбу: принести книжку, подойти поближе, дать игрушку.
Отсутствие дефектов органов артикуляции и понимание речи окружающих при недоразвитии речевых умений, может свидетельствовать о темповой задержке речи или общем недоразвитии речи. Стимулирующие занятия со специалистом, начатые как можно раньше, помогут преодолеть отставание от сверстников.

Профилактика нарушений речи с 1 года до 2 лет

Корректировать патологии развития центральной нервной системы или дефекты строения органов артикуляции – прерогатива врача. Если недоразвитие детской речи связано с тем, что ребёнку уделялось недостаточно внимания, нужно провести профилактику дальнейшего отставания.

Основные задачи по развитию детской речи с 1 года до 2 лет, стоящие перед родителями:

  • учить малыша подражать речи взрослых;
  • поддерживать его стремление общаться с окружающими;
  • развивать умение понимать речь близких людей;
  • учить ребёночка дуть в дудочки, свистульки, пускать мыльные пузыри;
  • перед зеркалом вместе с мамой выполнять нехитрые упражнения: улыбнуться, вытянуть губки, надуть щёчки и другие;
  • различать всевозможные предметы по их звуковому наполнению, например, колокольчик от пищащей игрушки, свистульку от звучания барабана;
  • складывать, перекладывать, откручивать, переливать, собирать различные игрушки и предметы;
  • учить выражать свои мысли словами и короткими фразами.

Ребёнка учат отыскивать нужный предмет («игра в прятки»), выбирать нужную вещь или игрушку из нескольких предметов. Усложняя такие задания, родители предлагают внешне сходные, но имеющие разные названия игрушки или предметы (и утка, и курица – птицы). Они могут попросить найти игрушки, имеющие одно название, но разную величину, или разные цвета (большие и маленькие куклы, разноцветные машинки, колечки от пирамидки).

На видео ниже хорошо рассказано про развивающие речь игры в этот период:

Для малышей, которые хорошо понимают речь взрослых, но медленно осваивают активный словарь, эффективны такие просьбы: покажи, где это, или дай то-то и то-то. Всегда после этого обязательно спрашиваем что сделал малыш. Отличный приём – разыгрывание небольших сюжетов при помощи игрушек. Такие мини-спектакли помогают малышу понимать связи между предметами и действиями. Кроме этого, нужно постоянно называть предметы, встречающиеся в окружении ребёнка, описывать их форму, цвет, размер, материал. Постепенно у малыша сформируется умение обобщать.

Дети этого возраста уже способны выполнять посильные поручения взрослых. Единственное условие – они должны состоять из одного этапа. Сложные инструкции типа сначала сделай то, а потом это, могут быть пока недоступны малышу. Стимулируют детскую речь ситуации, когда ребёнок вынужден обращаться к взрослым. Эти ситуации нужно создавать искусственно, а не предупреждать желания малыша, не давая ему то, что он просит. Мы постоянно заставляем малыша попытаться выразить свою просьбу словами.

Задавайте ему вопросы, на которые нужно дать ответ простыми словами, и не спешите сами же на них отвечать, но предлагайте варианты ответа, комментируйте их. «Куда Сева сейчас пойдёт? гу, гулять». «Что Танечка будет делать? бай, спать». Хороший приём – провоцирующие вопросы. Например, показывая машину, мама спрашивает: «Это чашка?». Ребёнок может захотеть поправить взрослого, назвать правильно предмет.

Работа с картинками в детских книжках – благодатная почва для развития речи. Естественный в этом возрасте интерес к красочным и понятным иллюстрациям нужно не только поддерживать, но и использовать в обучающих целях. До полутора лет малыша просят показать какой-нибудь предмет, найти на картинке кошку, собачку, машину. В дальнейшем нужно обращать внимание ребёнка на действия животных или людей на картинках, спрашивая, что они делают.

Чтение простых сказок, фольклорных произведений типа потешек, прибауток очень полезно для развития речи. Слушая стихи, малыш ощущает их ритмический рисунок, пытается в такт похлопать в ладошки или качает головой, двигает телом. Очень хорошо, если родители поощряют договаривание и повторение слов или фраз из стихотворений, потешек, сказок.

Для двухлетнего ребёнка допустимо несовершенное произношение отдельных звуков, несоблюдение слоговой структуры слов, порядка слов в предложениях. Словарный запас малыша невелик, а голос зачастую слабый и негромкий. В речи сохраняются облегчённые слова, отсутствует грамматическая связь между словами. Достижение этого года – речь стала основным средством общения.

Если этого не произошло, а малыш общается при помощи мимики и жестов, нужно провести обследование его слуха, органов артикуляции, понимания речи. Коррекционная работа, проводимая по рекомендациям специалистов: логопеда, психолога, дефектолога, и с их участием, поможет ребёнку достичь нормы развития речи для своего возраста.

Если у вас остались вопросы по развитию речи ребёнка с одного года до двух лет, вы можете задать их нам. Если вы хотите провести диагностику возможной патологии развития речи, или просто показать ребёнка специалисту, чтобы убедиться в отсутствии речевых нарушений, обратитесь к нам за консультацией.

Уважаемый Олег, начнем с того, что ребенок ничего никому не должен! И у каждого свой индивидуальный путь развития.Вы не сказали-кто у Вас-девочка или мальчик. Девочки часто опережают в речевом развитии мальчиков одного с ними возраста. В этот период именно группа детей одного возраста в яслях дает ребенку множество импульсов для говорения. Чтобы успешно поддерживать речевое развитие детей, родители должны много разговаривать с ними, отчетливо и правильно произнося звуки. Стадия активной речи – автономная речь. Ребенок использует аморфные слова-корни, выделяя их из слов, слышимых у взрослых. С 1,5 лет одним и тем же словом ребенок обозначает целый ряд предметов («де»- дерево, девочка, делать; «ку» - кушать, курица; «па»- упал, палка, лопатка.) Ребенок еще не умеет обобщать. Например, он понимает значение слов «стул», «стол», «кровать», но при этом не знает значение слова «мебель». Начало и окончание периода автономной речи связано с началом и окончанием кризиса 1-го года жизни. Если ребенок задерживается на этой стадии до 3-5 лет, это свидетельствует о задержке психического развития. К двум годам ребенок соотносит знакомые слова с изображенными на картинках предметами (показывает мишку, мяч, солнце и т. д.). Если более конкретно (но опять же-ДЛЯ КАЖДОГО РЕБЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД с учетом его здоровья и возможностей), то: 1 год – 1 год 3 месяца. Словарный запас составляет 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке. Подолгу эмоционально лепечет, подчеркивая «смысл» мимикой, жестами, интонацией. Подражает различным звукам (мяукает, жужжит). 1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов. Узнает предметы на картинках, пытается называть (в пределах своего словарного запаса). Называет свое имя и показывает на пальчиках возраст. Пытается связать в предложение два слова. 1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!» - «Мама, иди!», «Дай ляля» - «Дай куклу»). Начало фразы состоит из 2 слов. Словарный запас около 27 слов. Появляются названия действий: ди, бух (около 5 слов). В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: га-га, ту-ту). Воспроизводит двусложные слова, в трехсложных один слог пропускает. В этом возрасте ребенок - это «маленький попугай», который будет вторить Вам, передразнивать телевизор, машины и животных Ближе к 2 годам использует глаголы типа: писи, ниси, ди, дай. Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа «покажи, кто сидит, кто спит». Понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации - На чем ты сидишь?

К тому моменту, как ребенку исполнилось год и восемь, можно уже говорить о его характере и индивидуальности. Если раньше все малыши примерно одинаково реагировали на те или иные вещи, проявляли или не проявляли к чему-то интерес, то сейчас у них уже начинают появляться свои вкусы и пристрастия. Особенно хорошо это видно у тех мальчиков и девочек, которые посещают детские сады и ясли и находятся в окружении своих сверстников. Но, тем не менее, родителям все-таки стоит узнать мнение педагогов и педиатров о том, что должен знать и уметь ребенок, чему его стоит сейчас учить.

Физиология

  • Рост мальчиков в возрасте 1 год 8 месяцев в среднем колеблется от 80 до 85 см. У девочек — 78-83 см.
  • Вес мальчиков в это время составляет около 11-12,5 кг, а девочек — 10-12 кг.
  • Окружность головы : 48-50 см у мальчиков и 46,5-49 см у девочек.
  • Зубы у всех крох прорезываются по-разному, поэтому к году и 8 месяцам у одних может быть 13-14 зубиков, а у других уже все 18.

ВАЖНО! Многие родители часто беспокоятся о том, что у их чада прорезаются зубки, но врачи утверждают, что волноваться не стоит. 20 зубов к 2-м годам — показатель очень средний. Если столько же зубиков будет не к 2-м, а к 2,5 или даже к 3-м годам — это тоже в рамках нормы.

Чтобы ребенок физиологически нормально развивался, ему необходим здоровый сон. В этом возрасте в идеале малыш должен спать около 13-ти часов в сутки (с учетом ночного и дневного сна). Если днем он никак не хочет засыпать, то надо устроить его распорядок таким образом, чтобы он хотя бы просто отдыхал в середине дня.

Навыки ребенка в возрасте 1 год и 8 месяцев

К этому возрасту девочки и мальчики осознают себя отдельными личностями. Они еще не полностью «оторваны» от мамы, но точно знают, что мама и они — это разные люди. Проявляется такое знание в том, что многие не только точно знают, но и могут назвать свое имя и имена родителей.

Чему еще ребенок к этому возрасту уже научился?

  1. Повторять все действия за взрослыми, пытаться помочь и быть полезным. Не стоит ограничивать малыша в его попытках, даже если они сильно тормозят, к примеру, процесс уборки или готовки.
  2. Четко выражать свои желания и сопротивляться тому, что не хочется делать — говорить четкое и ясное «Нет!».
  3. Кроха легко определяет основные цвета, может показать красные предметы, синие, желтые и т.д. Многие детки уже видят и различают оттенки и полутона. То же самое с фигурами: малыш знает, где круг, где квадрат и где треугольник.
  4. Деки к двадцати месяцам должны знать, где лежит какой-то известный им предмет (даже если он находится вне зоны видимости) и принести его по просьбе взрослого.
  5. Ребятишки начинают проявлять интерес друг к другу и играть в простейшие совместные игры.

ВАЖНО! В возрасте 1 год 8 месяцев пора прививать детям бытовые навыки: раздеваться самостоятельно, понимать, для чего предназначены или не предназначены те или иные вещи (горшок не надевается на голову, а перчатки — на ноги).

Питание для ребенка в 1 год 8 месяцев

Если ребенок в год и 8 не желает есть самостоятельно, это вовсе не значит, что он не может этого делать. Возможно, ему просто не дается достаточно свободы, чтобы проявить свои навыки. Дайте малышу ложку и густую однородную пищу (к примеру, пюре) — пусть он попробует сам зачерпнуть еду и отправить ее себе в рот.

Сбалансированный рацион для крохи в этом возрасте должен состоять из целого ряда продуктов

  • Молоко и кисломолочные продукты — около 400 мл в сутки; на молоке лучше готовить каши и первые блюда, утолять жажду этим напитком не стоит; на ночь вполне уместны — кефир, йогурт.
  • Мясо, птица или рыба — обязательные продукты на каждый день. Из рыбы предпочтительно филе судака или трески; из мяса птицы — курица или индейка (грудки). Способ приготовления — отварное или на пару. Мясо можно давать крохе как в рубленом виде, так и в виде котлет и тефтелей. Сосиски, колбаса и копченые продукты противопоказаны.
  • Субпродукты вполне могут присутствовать в рационе ребенка, только надо их умело готовить. Блюда должны быть достаточно мягкими для того, чтобы малыш смог спокойно прожевать все. Субпродукты лучше всего тушить (к примеру, кусочки печени со сметаной).
  • Овощи уже дают не только в виде пюре, но и просто отварными и мелко порезанными. Постепенно вводят зелень (листовой салат, укроп). Однако если ребенку не нравится вкус зелени, то настаивать не стоит.
  • Фрукты обязательно должны быть в меню малыша. Кроме яблок, груш, бананов и прочих уже знакомых продуктов, можно пробовать давать крохе цитрусовые и тропические фрукты. Только делать это надо предельно осторожно, ведь именно апельсины, персики, киви т. п. являются сильными аллергенами.
  • Крупы сделают рацион не только разнообразнее, но и принесут немалую пользу; особенно греча и овсянка. Их разваривают в горячей воде, а потом добавляют молоко.
  • Хлеб пока стоит оставить только белый (80 г в день), черный хлеб может вызвать брожение в неокрепшем желудке и, как следствие, у ребенка появятся вздутие и колики.

Конечно, многим мамам и бабушкам хочется побаловать своих малышей сладостями. Но пока от пирожных, тортов и конфет стоит воздержаться. А в качестве десерта (время от времени) предлагать чаду мармелад, приготовленный на натуральном соке, пастилу на яблочном пектине или натуральное повидло.

Общий объем пищи для ребенка год и 8 должен составлять 1200-1300 г в сутки с учетом того, что питание четырехразовое и количество калорий распределено так: на завтрак — 20 процентов от суточного объема, на обед — 40, на полдник — 15 и на ужин — 25 процентов.

Речевое развитие малыша в 1 год и 8 месяцев

Уже к полутора годам большинство малышей прочно устанавливают связи между словами и предметами. А после этого начинается не только понимание речи, но и активное ее освоение.

В 1 год 8 месяцев дети больше оперируют звуками, чем словами, но соотносят их с конкретными предметами: «гав-гав», «мяу», «муу», «беее» и т. д. — это собака, кошка, корова, овечка и т. д.; «джжж» или «би-би» — машина, «бабах» — падать и т. п.

Но, тем не менее, есть и вполне определенные слова, которые говорят (или должны уже говорить) детки в этом возрасте

  1. Мама, папа, баба, дядя и т. д.
  2. Простые имена, к примеру, «Аля», «Аня», «Даня» и проч.
  3. «Дай», «на» (когда что-то дает), «пока» (обязательно с соответствующим жестом).
  4. Из длинных трехсложных слов малыш делает простые двусложные, к примеру, «карандаш» — «ландась», «упала» — «паля», «машина» — «синя» и т. д.

В среднем к возрасту 1 год 8 месяцев в активном словаре у крохи должно быть уже порядка 14-15 слов. Однако, если это не так, не стоит отчаиваться. Многие ребятишки могут молчать до 2-3 лет, ограничиваясь лишь звуками, а потом заговорить сразу целыми фразами.

Сейчас важно делать так, чтобы ребенок захотел (или даже был вынужден) произнести ту или иную фразу. Для этого, каждый раз повторяя одно и то же действие, к примеру, собираясь на улицу, можно говорить чаду «Пойдем гулять!» И через некоторое время малыш сам призовет вас на прогулку, произнеся «Адё гуять!».

Занятия и игры ребенка в 1 год и 8 месяцев

Для гармоничного развития любому ребенку необходимы игрушки. Но просто купить чаду интерактивного зайчика, который будет издавать звуки, конечно, недостаточно. С детьми обязательно надо играть и в процессе игры обучать.

  1. «Положи на место» . Эта игра подойдет детям, которые не могут долго сидеть на одном месте, так как она требуют постоянного движения. Необходимо взять несколько предметов, которые обычно лежат в совершенно конкретном месте (пульт от телевизора на столике, подушки на диване и т. д.), собрать эти предметы на полу и попросить малыша разложить все по местам. И мальчикам, и девочкам будет приятно это сделать, так как такое занятие похоже на уборку — на «взрослое» дело, к которому стремятся ребятишки.
  2. «Боулинг» . Такое занятие потребует реквизита: мяча средних размеров и нескольких любых довольно легких предметов (подойдут пустые пластиковые бутылки), которые надо поставить в ряд. Отойдите на несколько шагов от этих предметов и покатите мяч на них, а потом попросите кроху сделать то же самое. Если катать у него получается хорошо, пусть попробует бросить мяч и попасть в «кегли».
  3. «Гаражи и машинки» . Надо взять несколько коробок разной величины и несколько разных машинок. Поставить коробки рядом друг с другом, а потом дать малышу машинки и попросить поставить их в гараж нужного размера (большую — в большой, маленькую — в маленький). Позже задание усложняется тем, что машинки надо прокатить по определенной траектории, преодолев простую «полосу препятствий».
  4. «Сказка на магните» . Это занятие для усидчивых деток. Потребуется металлическая доска и несколько магнитов с изображением животных. Надо прочитать ребенку сказку.
  5. Итак, сказка: «Репка» или «Колобок» , а потом надо выстроить из магнитиков цепочку, согласно той последовательности, в которой животные появляются в тексте. Потом малыш должен повторить это сам. Позже можно попробовать прочитать какую-то неизвестную сказку — пусть кроха попробует самостоятельно сообразить, как правильно встроить цепочку.
  6. «Приготовим обед» . Важно, чтобы у ребятишек была возможность пользоваться какими-то взрослыми вещами. Поэтому для такой игры стоит выделить чаду большую кастрюлю, пару ложек, пластиковые глубокие тарелки и половник. В разных мешочках или коробках надо дать малышу крупы, горох, фасоль и т. п. Показать, как это можно ложкой положить в кастрюлю и смешать, а потом разложить по тарелкам. Задача ребенка — повторить ваши действия и «приготовить обед» самостоятельно.

Не только развивающие занятия полезны для детей в год 8 месяцев, просто игрушки тоже очень важны:

  • пирамидки;
  • кубики;
  • пазлы;
  • пупсы больших размеров, похожие на младенцев;
  • наборы пластиковых, деревянных или матерчатых фигурок овощей и фруктов;
  • игрушки для ванны : уточки, кораблики и т. п.;
  • ведерко, совок и формочки для игр с песком;
  • материалы для творчества : пластилин, краски (можно пальчиковые, но не все дети их любят), фломастеры, бумага и т. д.;
  • игрушки, издающие звуки — свисток, резиновые пищалки, фигурки с кнопочками, нажав на которые можно услышать самые разнообразные звуки (мычание коровы, вой сирены, голос человека и т. п.).

Не надо забывать о том, что ребенок в 1 год 8 месяцев еще совсем маленький, и его нужно учить всему, даже играм. Поэтому оставлять его один на один с игрушками, тем более если там имеются какие-то мелкие детали, нельзя.


Вот и наступил долгожданный момент: ваш малыш отпраздновал свой первый день рождения. Этот год был наполнен волнениями, тревогами и незабываемыми моментами счастья. Как же радуют родителей приобретенные крохой умения и навыки! Тем не менее, каждая внимательная и заботливая мама к этому рубежу задает себе вопросы: «Что умеет ребенок в год? Не упущено ли что-нибудь важное?»

Не переживайте, если показатели вашего ребенка не соответствуют нижеприведенному списку на все 100% (это средние данные). Возможно, ваша кроха будет несколько отставать от возрастных норм.

Позанимайтесь с малышом – в скором времени у него все получится. Детки, которых с самого рождения стремились развивать, зачастую опережают средние показатели, что является предметом особой гордости для родителей.

Важная статья: «Развитие ребенка по месяцам от рождения и до года» - ознакомиться…

  • Следит глазами за источником света (когда начинает видеть)
  • Прислушивается к звуку погремушки, следит за ней глазами (когда начинает слышать)
  • Улыбается маме (первая улыбка малыша маме)
  • Держит головку (когда ребенок начинает самостоятельно держать головку)
  • Переворачиваться со спины на животик и обратно
  • Тянет руки к игрушкам
  • Сидеть (самостоятельно начинает сидеть)
  • Агукает (когда начинает агукать и гулить)

Осваивая двигательные навыки, в год ребенок должен уметь:


  • Уверенно стоять без поддержки.
  • Ходить с поддержкой взрослого за одну (обе) руки или самостоятельно (когда ребенок начинает ходить).
  • Активно ползать (это не относится к категории малышей, которые не ползают вообще: такие дети начинают ходить достаточно рано, минуя этап ползанья, что является вариантом нормы) (когда малыш начинает ползать).
  • Ползать по лестнице вверх и вниз.
  • Шагать по лестнице приставным шагом при поддержке взрослого.
  • Приседать, выпрямляться, подниматься на ноги из любого положения.
  • Влезать на кровать, диван, кресло, спускаться на пол.

Познавательное развитие соответствует норме, если кроха умеет:

  • Собирать и разбирать пирамидку (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно).
  • Открывать и закрывать крышки баночек, коробок, складывать в них мелкие игрушки, доставать обратно (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно).
  • Составлять «башню» из кубиков.
  • Может играть с различными предметами домашнего обихода (посудой, обувью, головными уборами и т.п.).
  • Совершать различные действия с образными игрушками: «кормить», «причесывать», «ругать» (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно, если была создана игровая ситуация).
  • Захватывать мелкие предметы (пуговица, ластик) большим и указательным пальцами.
  • Катить перед собой игрушку на колесиках, прокатывать мячик.
  • Открывать и закрывать дверцы шкафов, доставать из них и рассматривать различные вещи, выдвигать и задвигать ящики.
  • Подражать действиям взрослого: «причесываться», «краситься маминой косметикой», «дуть на горячее» и т. п.
  • Подражать действиям сверстников: стучать, хлопать, сыпать, копать песок и т. п.

Эмоционально-социальное развитие ребенка в возрасте 1 год должно соответствовать следующим показателям:

  • Малыш может эмоционально проявлять свои чувства: целовать, обнимать маму, папу, любимую игрушку.
  • Радоваться веселым играм со старшими, новым игрушкам (иногда ребенок может даже испугаться появлению новой игрушки).
  • Узнавать всех близких и радоваться их приходу.
  • Узнавать близких на фотографии, показывать пальчиком, где мама, папа.
  • Малыш может насторожиться, заплакать при появлении «чужого» человека.
  • Листать книжки, с интересом рассматривать картинки, показывать по просьбе на какое-либо изображение (котика, собачку).
  • Эмоционально реагировать на музыку: «танцевать», «подпевать».
  • Подражать мимике взрослого.
  • Выражать свое недовольство мимикой (криком, плачем, писком) на запрет, строгий тон взрослого.
  • Смотреть в зеркало, восхищаться своим отражением, играть с ним, строить рожицы.
  • Подражая взрослым «разговаривать» по телефону.

Оценивая речевое развитие ребенка, специалисты рассматривают два показателя: активную речь и понимание речи. В год ребенок должен уметь:

  • Говорить на «детском» языке от 2 до 10 слов, на вопрос «Кто это?» отвечать автономными словами.
  • Изображать знакомые звуки и действия: подражать голосам животных, отвечать показом на вопрос «Как Ванечка плачет, поет, танцует?» и т.п.
  • Подражать (интонационно), повторяя за взрослыми новые слова.
  • Подражать знакомым словам, произносимым сверстниками.
  • Показывать по просьбе на одну из 4-х игрушек и на одну из 2-х картинок.
  • Выполнять просьбы: «принеси», «дай», «положи», «закрой», «открой».
  • Понимать слово «нельзя».
  • Показывать по просьбе на называемые предметы в доме.
  • Махать ручкой «пока-пока», играть в «ладушки», показывать, как летает птичка (махать ручками), играть в игру «ку-ку» (ладошками закрывать и открывать лицо).
  • Знает и реагирует на свое имя

К годовалому возрасту малыш должен овладеть простейшими бытовыми навыками:

  • Откусывать и жевать кусочки хлеба, сухарика, печенья.
  • Пить самостоятельно из бутылочки, поильника, некоторые малыши пьют из кружки, придерживая ее руками (Когда начинают пить из кружки).
  • Делать первые попытки кушать ложкой (некоторые детки ловко накалывают кусочки мягкой пищи на вилку, но чаще малыши берут еду руками).
  • Притягивать ручки под кран для умывания, вытирать лицо и руки полотенцем.
  • Некоторые малыши при одевании помогают себя надевать: протягивают ручку в рукав, вставляют ножку в обувь, но многие не любят этот процесс и выражают писком (криком) свое недовольство.
  • Сигнализировать характерными звуками, что штанишки мокрые или испачканные (если на ребенка не надет подгузник большую часть суток), иногда бывает, что малыши в этом возрасте уже начинают проситься на горшок.

А вообще, все дети разные и индивидуальные!

Навыки по месяцам:

1 месяц | 2 месяц | 3 месяц | 4 месяц | 5 месяц | 6 месяц | 7 месяц | 8 месяц | 9 месяц | 10 месяц | 11 месяц


04.08.2015, Нормы развития речи, Статьи

Поезд «Развитие» на всех парах приближается к станции «1 Год». Локомотив-мозг тащит множество вагончиков-умений, вагончиков-знаний, не снижая скорости. Впереди новая жизнь – вербальная или речевая.

Ваш малыш уже в совершенстве овладел доречевым общением – активно использует мимику, простые жесты, лепет. Со временем в общение со взрослым дети начинают добавлять устойчивые звукосочетания, которые обозначают простые действия («ам – ам», «бай – бай», «бух»), игры («ку – ку»), предметы и игрушки («тик – так», « му – му»). С развитием общения связано и появление первых настоящих слов – призыв, просьба, обращение, указание – «мама», «папа», «дай», «тут».

Что же должен говорить ребенок в 1 год?

Кто придумал нормы речевого развития? И как понять соответствует ли развитие речи ребенка этим нормам?

Нормы развития определены на основе масштабных исследований большого количества детей разных возрастов. Принятые в отечественной практике нормы оценки развития, разработанные Э.Л. Фрухт (скачать таблицу норм) предполагают, что в 12 месяцев ребенок произносит 5 – 10 несложных слов и легко подражает слогам. При этом он:

  • понимает названия нескольких предметов, действий, имена, выполняет отдельные просьбы (“найди, принеси, дай маме, положи тут”);
  • понимает слово “нельзя”;
  • по просьбе выполняет игровые действия («покачай куклу», «кати машинку»)

Речь значительного числа современных российских детей не соответствует таким «завышенным» требованиям по различным причинам. В этом возрасте наиболее значимыми могут быть медицинские факторы, действовавшие как в период беременности (интоксикации, гипоксия плода), так и в родовой и послеродовой период (стремительные/затяжные роды, неврологические проблемы).

Затруднять формирование речи могут, в том числе нарушения слуха. Если у Вас есть подозрения на снижение слуха – обратитесь к специалисту незамедлительно.

Причинами задержек речевого развития и возникновения речевых нарушений могут быть не только медицинские, но и социальные и психологические факторы: скупая речевая среда, двуязычие в семье, нарушение эмоционального контакта с матерью, разлука с ней.


В последние годы часто используются зарубежные диагностические методики, которые более «лояльны». Так, согласно им, только к 15 – 18 месяцам ребенок может научиться произносить от 4 до 6 слов. К сожалению, такие методики, могут затруднить раннее выявление нарушений в развитии ребенка.

Как адекватно оценить развитие речи ребенка в 1 год?

Думается, у Вас нет поводов для беспокойства, если малыш:

  • понимает обращенную речь в объеме возрастных требований;
  • свободно использует доречевые формы общения – мимику, жесты; активен в контакте;
  • произносит первые слова – обозначения («ав-ав», «кис – кис»).

Как развивать речь ребенка в 1 год?

В первую очередь – в процессе ежедневного общения, ухода за ребенком.

  • Помните, ребенок должен не просто слышать речь взрослых, а слова, которые обращены именно к нему.
  • Не допускайте агрессивного стиля общения, не используйте перегруженные монологи.
  • Говорите доброжелательным тоном, используйте ласковые, мелодичные слова, стихи, потешки, колыбельные и др.
  • Четко проговаривайте все слова; следите, чтобы малыш обращал внимание на движения ваших губ.
  • Говорите так, как будто сообщаете ему что-то важное; дотрагивайтесь до малыша, что бы он приготовился слушать.
  • ”Озвучивайте” действия и называйте окружающие предметы.
  • Рассматривая предметы, перечисляйте их особенности и характеристики (где у кошки ушки?); подражайте игрушкам, голосам зверей (кто как говорит?).
  • Общаясь с ребенком, давайте ему время подумать, не торопитесь с ответом. Будьте ласковы, внимательны, поощряйте активность малыша.
  • Не говорите малышу “неправильно”. Лучше предложите два варианта: «Да, это собака, «ав-ав».
  • Следите за общим развитием ребенка (играйте в кубики, пирамиды, матрешки; работайте с пластилином и глиной, рисуйте и т.д.).
  • Развивайте слуховое внимание: например, учите его различать музыкальные игрушки, окружающие звуки.
  • Развивайте артикуляционный аппарат: вовремя отучайте от пустышки; следите, чтобы ребенок употреблял твердую пищу и др.
  • Развивайте движения пальцев рук (лепка, пальчиковые игры, массаж), сопровождайте пальчиковые игры чтением стихов, потешек.

Неиссякаемая энергия Вашего ребенка поможет двигаться скоростному поезду «Развитие» вперед и вперед. Теперь в его составе уникальный вагончик – речь – средство общения и мышления. Счастливого пути!


Как быстро летит время! Кажется, что только вчера вы принесли в дом посапывающего новорожденного, а сегодня ваш малыш уже отмечает свой первый день рождения! Родителей волнуют вопросы: как идет развитие их крошки, что должен уметь ребенок в 1 год и что из этого умеет делать их чадо. Конечно, все детишки разные и осваивают новое в разное время. Но есть некий усредненный набор навыков, большинством из которых дети должны овладеть к годовалому возрасту.

Первые умения

Первый годик дается маленькому человечку непросто. Столько всего надо освоить! К годовому рубежу кроха подходит с базовыми умениями, на которых будут основаны его дальнейшие достижения:

  1. умеет следить глазками за перемещением объекта (или света);
  2. водит глазами вслед за погремушкой, слышит и интересуется ее звуком;
  3. дарит близким первые улыбки;
  4. умеет держать голову в вертикальном положении;
  5. меняет позиции, переворачивается с живота на спинку и в другую сторону;
  6. тянется за погремушкой;
  7. сидит;
  8. осваивает гуление.

Физическое развитие ребенка

К годику дети умеют сидеть, стоять (держась за взрослого или предметы мебели), вставать на ножки, ползать. Вставать малыши умеют из любого положения. Некоторые детишки стадию ползанья пропускают.

Обычно это те годовасики, которые рано встали на ножки и научились ходить – они выбирают для себя сразу «взрослый» способ передвижения. Чаще всего такие детки очень активны, быстро развиваются физически. Узнайте, когда ребенок начинает ходить>>>

В основном, малыши умеют ходить вдоль опоры, или с поддержкой за одну или обе ручки. Особо шустрые детки ходят без опоры и даже бегают.

Физическое развитие ребенка идет вперед семимильными шагами:

  • в 1 год малыш умеет шагать по лестнице с поддержкой взрослого;
  • ползать по лестнице;
  • забираться на стулья, диваны, другие предметы мебели;
  • детки также спускаются с кроватей, диванов вниз, сползают с лесенок.

Важно! Поэтому не оставляйте ребенка в комнате с открытыми окнами, розетками, тяжелыми предметами, которые он может уронить.

Даже если вам кажется, что малыш не умеет забираться на подоконник, знайте: вы его недооцениваете! В этом возрасте детки догадываются подставить стул.

В физическом развитии крохи большую роль играет самостоятельность. Если вы хотите, чтобы малыш скорее научился ходить, не берите его на руки по первому требованию, позвольте ему самому добраться туда, куда надо. Если кроха пытается самостоятельно забраться в песочницу или на горку, не стоит сажать его туда. Просто подстрахуйте малыша, но основную «работу» ребенок должен выполнить сам. Узнайте также, что делать, если ребенок боится ходить?

Психомоторное развитие крохи

В годовалом возрасте дети активно познают окружающий мир. Малышу интересно, как устроена та или иная игрушка, как несколько крупных деталей конструктора соединяются в одно целое.

К годику ребенок обладает следующими навыками:

  1. умеет собирать и разбирать пирамидку из двух-трех колечек;
  2. может составить башенку из двух кубиков;
  3. умеет снимать крышки с кастрюль и коробок, может положить в коробку какой-то предмет и закрыть крышку;
  4. осваивает первые сортеры: может проталкивать небольшие предметы в отверстия, вырезанные в крышке картонной коробки;
  5. играет с посудой: «ест» ложкой, «пьет» из чашки;
  6. может «причесывать» игрушку, кормить ее или укладывать спать;
  7. играет со своей одеждой, шапочками, ботинками;
  8. берет игрушки одной или двумя руками, перекладывает из руки в руку;
  9. умеет брать небольшие предметы двумя пальцами (большим и указательным);
  10. катает коляску, возит машинку, может толкнуть мячик, чтобы он покатился;
  11. пытается бросать и ловить мячик или другие предметы;
  12. умеет открывать дверцы шкафов, выдвигать и задвигать ящики, доставать оттуда вещи, складывать их обратно;
  13. копирует действия других детей: копает, хлопает, стучит палкой по предметам;
  14. играет «во взрослых»: например, крутит отверткой, как папа, или красит губы, как мама.

Эмоции и интеграция в общество

  • Ближе к году малыши начинают чаще выражать свои эмоции звуками, улыбками, мимикой, а не просто плачем;
  • Активнее становится и тактильное выражение чувств: большинство деток умеет обнимать, целовать (родителей, других малышей, игрушки);
  • Если внимательно наблюдать за малышом, начинаешь понимать язык его тела. Близкие люди обычно хорошо знают, что им хочет «сказать» ребенок. С посторонними детки могут быть более замкнутыми;
  • Малыш хорошо знает тех, кого часто видит: родителей, других родственников; узнает их на фотографиях и умеет показывать по просьбе взрослых. Также он может показывать на картинках кошечек, собачек, других животных или предметы;
  • В этом возрасте детки уже умеют перелистывать книжки. Ради справедливости надо отметить, что в один год книжки интересуют далеко не всех, и это нормально: остальные малыши оценят прелесть этого занятия чуть позже;
  • Годовалые дети активно проявляют как положительные, так и отрицательные эмоции: радуются возвращению родителей с работы, появлению новой игрушки. При этом могут заплакать, если к ним обращается посторонний, или злится на слово «нельзя». Читайте в статье, как объяснить ребенку, что нельзя?>>>
  • В этом возрасте малыш часто подражает взрослым: «общается» по телефону, «читает» книжку, возится с папиными инструментами.
  • Кроме того, детки копируют мимику родителей и пользуются ею. В год они умеют различать выражения лиц. Детки также понимают интонацию, с которой к ним обращаются, могут копировать ее при гулении;
  • Кроха умеет выполнять несложные просьбы: «дай игрушку», «покажи кошечку», «где глазки». Этот навык детки осваивают быстро, достаточно несколько раз поиграть с ними в подобные игры;
  • Малыш умеет танцевать под музыку, которая ему нравится, «подпевает» детским песенкам. Если ваш ребенок этого не делает, покажите ему пример – он сразу же научится. Это занятие очень нравится годовалым деткам;
  • Подражая взрослым и сверстникам, малыши осваивают первые игры. Годовасики умеют хлопать в ладоши, играть в «ку-ку» (прятать личико в ладошках);
  • Детки интересуются своим отражением в зеркале, могут активно крутиться перед ним, любоваться собой.

Это далеко не полный перечень того, что умеет делать ребенок, ведь в 1 год социальное и эмоциональное развитие крохи прежде всего зависит от окружающих его людей. В этом возрасте детки проделывают удивительные вещи. Достаточно заниматься их физическим развитием и демонстрировать собственный пример, и ваша крошка поразит вас своей сообразительностью.

Становление речи

В один год ребенок понимает обращенную к нему речь. Он ориентируется на интонацию, знает несложные выражения. Чем больше вы разговариваете с ним, тем шире становится его пассивный словарный запас (т. е. те слова, которые он понимает). От 2 до 10 слов умеет говорить ребенок в 1 год.

Сокращенные слова и звукоподражания в этом возрасте тоже считаются словами, если они всегда обозначают одно и то же. Например, если «му» – это всегда «корова», то это звукоподражание тоже считается словом.

Важно! Но не стоит беспокоиться, если ребенок не произносит ничего. Гораздо важнее, чтобы он понимал вас.Если этого не происходит, кроху необходимо показать специалисту.

У детки могут быть проблемы со слухом, речевым аппаратом, неврологические, психологические нарушения.
Большинство отклонений от нормы в этом возрасте успешно компенсируется, если вовремя начать заниматься с крохой.


Что еще знает ребенок в один год:

  1. отвечает на вопрос «кто это?» отдельными словами: мама, ав, ме-ме;
  2. умеет показывать знакомые действия по просьбе: как улыбается, как топает ножкой, как кушает и т. п.;
  3. знает, как его зовут, откликается на свое имя;
  4. пытается повторить новые слова;
  5. знает слова «можно» и «нельзя».

Ускорить речевое развитие ребенка можно, если постоянно разговаривать с ним, комментировать свои действия и то, что происходит вокруг. Можно произносить слова, четко артикулируя звуки, побуждая кроху повторять за вами.

Разговаривая с детьми, не стоит коверкать и сокращать слова. В этом случае ребенок запоминает «неправильное» звучание, и переучить его бывает очень сложно. Разговаривайте с малышом как со взрослым, только более эмоционально.

Годовасики и их навыки самообслуживания

В год маленький человек уже стремится к самостоятельности. Вот некоторые бытовые навыки годовалых деток:

  • Умеют (или хотя бы пытаются) есть ложкой. Есть даже детки, которые в этом возрасте успешно пользуются вилкой;
  • Пьют из чашки-непроливайки, а иногда и из кружки;
  • Пытаются самостоятельно одеваться. Если вы никуда не торопитесь, выдайте малышу одежду, которую планируете надеть на него, пусть немного потренируется;
  • Умеют откусывать и жевать твердую пищу (печенье, хлеб, банан). Читайте также: как правильно кормить ребенка?>>>
  • Умеют мыть руки, вытирать их полотенцем. Детей очень легко научить этому действию, несколько раз показав собственный пример. Подробнее о том, как развить самостоятельность у ребенка?
  • Начинают понемногу осваивать горшок. Узнайте, с какого возраста приучать ребенка к горшку?

В этом возрасте достаточно, если малыш знает, для чего нужен горшок, умеет соотносить мокрые штанишки и свои естественные потребности.

Хорошо, если он принимает какой-нибудь условный звук, который обозначает желание сходить на горшок, хотя такое понимание может прийти значительно позже годовалого возраста. Для этого можно усаживать деток на горшок, произнося этот самый условный звук. Они очень быстро запомнят его.

К годовому рубежу каждый ребенок подходит с определенным набором навыков. Каким будет этот набор – зависит в большей степени от родителей. В этом возрасте нужно не только показывать крохе окружающий мир и разговаривать с ним, но и давать малышу больше самостоятельности (под присмотром старших). Позвольте ребенку поучиться на собственном опыте, и вскоре вы будете удивлены результатом!