Праздничный портал - Holidaylink
Поиск по сайту

Народное творчество в развитии детей дошкольного возраста. Использование устного народного творчества в приобщении дошкольников к традиционной семейной культуре. Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста

Народное творчество в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Поэтому, сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания, духовно нравственных качеств личности в нашем ДОУ. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Познакомившись с литературой о духовно – нравственном воспитании, я поняла, что духовно – нравственные качества личности можно развить с помощью детского фольклора или устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью. Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость» .

В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т. д. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям, вызываем интерес к народным обычаям, воспитываем художественный вкус и при этом развиваем речь.

Яркие, доступные по форме потешки, пальчиковые игры, приговорки легко запоминаются и могут использоваться детьми в разных видах деятельности. Они забавляют ребенка и вместе тем, обучают навыкам поведения. Работая с детьми второй младшей группы, я пришла к выводу, что дети легко отзываются на произведения устного народного творчества. Их опыт еще мал, разговорная активная речь мало развита, но им понятны и доступны малые жанры.

Благодаря устному творчеству ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом – огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть» , «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.

А вот как сделать этот стихийный процесс целенаправленным? Этот путь как раз и реализуется через разные малые фольклорные жанры. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты этих жанров произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной, народного чувства, народной жизни, в области народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки.

Народное творчество своим содержанием и формой, наилучшим образом отвечает задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего

народа изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Знакомство с народным творчеством лучше начинать с младшей группы и продолжать на протяжении всего периода нахождения ребёнка в ДОУ. Определив направления в работе, я приступила к их реализации. Какими бы высокими художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от моего умения пробудить интерес к творчеству. Поэтому глубже изучила различные виды народого творчества. В работе использую:

Наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий) , собрала книжки для детей. При планировании стараюсь продумывать и использовать разнообразные виды игры: с игрушками, фигурками из плоскостного театра, куклами бибабо. Ведь развивая, образное мышление можно помощь ребенку выполнять уже задания, относящихся к продуктивным видам деятельности - заниматься рисованием, лепкой, аппликацией.

Словесный метод (коллективное чтение, заучивание) В своей работе с детьми использую: колыбельные песни которые, своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, - что очень важно для физического развития, - одновременно способствует накоплению у детей чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка, потешки которые, вводят ребенка мир, учат его жить. Она воспитывает и учит малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо» . Потешки можно использовать во всех режимных

процессах и во всех возрастных группах.

Игровой метод (игры-драматизации, игры- инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры) . Для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества предлагаю детям поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации.

Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Учу детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Сказка помогает реализовать свои мечты и желания, а еще потешки, ставила перед детьми задачу не только запомнить потешку, но и обыграть ее. Малыши всей группы учились двигаться. Говорить как лисичка, заяц, медведь и т.д. в зависимости от того о ком потешка. Далеко не все дети могли передать характер персонажа, но все же выполняют все с интересом.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки» , «Сорока –белобока» , «Коза Рогатая» и другие. Пальчиковые игры: исследования физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга и доказали что, влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Простые движения не только рук но и губ - снимают умственную усталость. Они способны улучшать произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Обогащая словарь дошкольников в группах постарше, можно учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, четко произносить их, запоминать пословицы, поговорки, скороговорки, считалки.

Народное творчество можно использовать во всех возрастных группах. Особое внимание уделять проблеме сотрудничества и взаимопонимания с родителями. Привлекая их пополнению уголка ряженья, при проведении утренников, да и просто в воспитании своего ребенка.

Истинное народное творчество всегда направлено на пропаганду добра, красоты, ориентировано на формирование такой личности, которая посвятила бы всю свою энергию и волю защите своей Родины, мирной жизни и интернациональной дружбе между народами, победе добра над злом, достижению социальной гармонии. Опыт прошлого, содержащийся в фольклоре, служит прекрасным и неисчерпаемым источником в подготовке человека будущего.

Исходя из всего выше изложенного, можно сделать вывод, что мудрость и простота, органично сочетающиеся в народном творчестве, помогают донести до маленького человека высокие нравственные идеалы. Воспитание трудолюбия, уважение к старшим, забота о младших - это те заповеди народной педагогики, которые служат своеобразным ориентиром, духовным компасом. Следовательно, это всё имеет большую воспитательную и образовательную ценность, так как, воспитывая детей на народных традициях, можно формировать у них любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа, учить понимать роль семьи, свое место в семье, растить будущих хозяев.

Наталья Фигуркина
Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры детей дошкольного возраста

В современной отечественной педагогике нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, привычек, поведения, связанных с соблюдением норм и правил, принятых в обществе. Нравственность проявляется в том , что человек не только знает правила и нормы поведения, но и стремится их соблюдать.

Нравственные (моральные) ценности - это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. Ориентация личности на ценности способствует формированию в ней положительных качеств, высоконравственных потребностей и поступков.

В дошкольном возрасте в процессе обучения идет развитие таких нравственных чувств , как любовь к Родине, коллективизм, чувство товарищества, дружбы, долга, чести.

При обучении дошкольников важнейшим элементом выступает устное народное творчество , которое представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности с целью преобразования окружающего мира по законам нравственности и красоты . Устное народное творчество понятно и доступно детям, так как народное искусство лежит корнями глубоко в древности. Его произведения создаются в соответствии с многовековыми традициями того или иного народа , которые в основе своей имеют единство взглядов на мир.

Что же такое устное народное творчество ? Это отражение повседневной жизни народа , его мечтаний и стремлений, это воплощенная народная мудрость , выраженная в творческих формах . Согласно своему названию, оно передавалось из уст в уста, изменяясь и приобретая новые краски и оттенки. У него нет авторов, это коллективное творчество народа .

В литературе «устное народное творчество » имеет и другое название – «фольклор» .

В широком смысле «фольклор» - народное творчество , чаще всего именно устное .

Детский фольклор делится : на материнский (созданный для детей ) и собственно детский (созданный детьми) . К первой группе относят колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки; ко второй – игровой (считалки, молчанки) и неигровой (дразнилки, мирилки) детский фольклор.

Детский фольклор относится к малым фольклорным жанрам. Это такие интереснейшие и богатейшие по своей воспитательной сути произведения народного творчества , как : 1) поэзия пестования : колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки; 2) потешный фольклор : поддёвки, скороговорки, небылицы-перевёртыши; 3) игровой фольклор : игры, считалки; 4) бытовой фольклор : заклички, приговорки, дразнилки, загадки, сказки, пословицы, поговорки.

Детский фольклор имеет свою систему жанров, соотнесенную с возрастными особенностями детей . Он несет художественные и педагогические функции. В нем преобладают игровые начала. Все произведения детского фольклора по их функциональной роли можно разделить на две группы :

Произведения, связанные с игровыми действиями Произведения, которые занимают детей своим словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий

Пестушки - это короткие стихотворные приговоры , которыми сопровождают движения младенца впервые месяцы жизни. Пестушки получили свое название от слова пестовать - «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать , носить на руках». Колыбельные песни в народе зовут байками . Это название произошло от глагола баять, баить - «говорить» . Старинное значение этого слова - «шептать, заговаривать» . Такое название колыбельные песни получили не случайно : самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. В песнях, назначение которых убаюкать ребят, ритмика и звуковое «оформление» соответствуют покачиванию и скрипу зыбки.

Потешки – это песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками Заклички произошли от слова закликать - «звать, просить, приглашать, обращаться» ). Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам. При случае детвора выкрикивает слова закличек нараспев хором - это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам и т. д.

Жеребьевки - это сговорка появляется, когда играющим надо разделиться на две партии. Это рифмованное обращение к «маткам» , главам обеих партий. Прибаутки - это песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой. Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах.

Считалка - рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма. Небылицы, небылицы-перевертыши - это особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смещением реальных связей и отношений

Скороговорки или частоговорки - быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Они сочетают однокоренные или созвучные слова.

Существует и другое деление фольклорных жанров, которое зависит от объема произведения. Так, к большим фольклорным жанрам относятся сказки, легенды, былины, исторические песни, народный театр , а к малым – частушки, загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, скороговорки, частоговорки.

Рассмотрим малые фольклорные жанры.

Название жанра Его краткая характеристика

Загадка – происходит от слова «гадати» - думать, рассуждать. Под загадкой обычно понимают построенное в виде иносказания небольшое фольклорное произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который необходимо дать исчерпывающий ответ. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Скороговорки

Словесные упражнения на быстрое произнесение фонетически сложных фраз. В скороговорке сочетаются однокоренные или похожие по звучанию слова, что затрудняет её произнесение и делает её незаменимым упражнением для развития речи.

Поговорка – «складная короткая речь, ходячая в народе , но не составляющая полной пословицы» - это определение Даля. Это первая половина пословицы. Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл.

Песни подблюдные, масленичные, протяжные лирические (любовные, семейно-бытовые, о рекрутчине и солдатчине, удалые (разбойничьи, исторические, балладные, игровые хороводные и плясовые и т. д., в зависимости от народного праздника .

Пословица это краткие изречения, содержащие вывод из наблюдений над окружающим. Пословицы похожи, и не похожи на афоризмы мудрые высказывания знаменитых писателей, общественных деятелей. Пословица тем и отличается от афоризма, что, кроме прямого смысла, заключает в себе иносказательный смысл, более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Содержание пословицы раскрывается в речи.

Фольклор – это народное творчество , очень нужное и важное для изучения народной мудрости в наши дни . На этих произведениях

воспитываются наши дети и сейчас . Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе , и в конечном итоге о самом себе.

Наибольшие педагогические возможности в воспитании нравственной культуры дошкольников заложены в таких произведениях устного народного творчества как былины , сказки, пословицы и поговорки.

Список литературы :

1. Аникин В. П. Русская народная сказка . – М. ,1984. – 286 с.

2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского Государства XIV – XVII вв. – М. ,1985.

3. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. - СПб.: Паритет, 2006.- 320с.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте . – М., 1968. – с. 143-206.

5. Даль В. И. Пословицы русского народа . В 2-х т. – М. ,1994.

6. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : В 4 т. – М.: ЭКСМО - Пресс, 2001. – Т 2. – М.: ЭКСМО - Пресс, 2001.

7. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России : Уч. издание. – М.: Просвещение, 2011. – 23 с.

8. Зеленкова И. Л. Этика : Учебно – методическое пособие. – Мн.: Университет, 1994.- 159 с.

9. Зубра А. С. Культура личности как духовная ценность : Пособие для педагогов, воспитателей , учителей, студентов. – Мн.: Универс-е, 2001.- 274 с.

10. Лагутина Т. В. Народные скороговорки , прибаутки, частушки, пословицы, загадки. – М.: Рипол - Классик, 2010.- 48 с.

11. Пивнева Г. Н. Устное народное творчество русского народа как источник воспитания детей в семье . – Невинномысск, 2004. - 167с.

12. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль : «Академия развития» , «Академия, К» , 2000.-224 с.

13. ru.wikipedia.org

Из опыта работа воспитателей детского сада по нравственно - патриотическому и музыкальному воспитанию

Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста.

Каждый ребенок – капелька, лучик,
Вместе собрались – светлый родник.
Что понесут к речке жизни бегущей?
Ты призадумайся только на миг.
Всё, что заложено, все к нам вернётся.
Доброе сея, пожнём мы добро.
Сердце пусть радостью вновь улыбнется.
Встретившись с каплей ручья моего!
«Посвящение детям» Н. Б. Федорова.
Проживая в национальной республике, каждый человек должен быть знаком с традициями, обычаями и культурой коренного населения. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к быту и культуре своей нации. Все это является базой сохранения культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
В дошкольный период происходит формирование духовно – нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т. е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни – наиболее благоприятный для эмоционально – психологического воздействия на ребенка, так как детские образы восприятия очень яркие, сильные, следовательно, остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.
В этом возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, своей страной. Возможности для такого воспитания заложены в песнях, музыке, играх, игрушках, присущих коренному населению. Как много получает малыш, узнавая о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Развивая ребенка в этнокультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.
Мы ставим перед собой задачу формирования личности, способной усвоить элементарные правила нравственного поведения и основные этические понятия. Эту задачу можно решить при условии обращения к идеям народной педагогики, являющейся системой представлений, взглядов, суждений, идей, приемов воспитания, копившихся веками и отраженных в народном творчестве. Не случайно многие выдающиеся педагоги считали, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Народное творчество включает в себя различные виды трудовой деятельности, ремесла, обычаи, традиции, праздники, обряды, фольклор, игры, танцы, изобразительное и декоративно - прикладное искусство. Творчество - главное средство, с помощью которого ребенок осваивает культурно – исторический опыт, и движущая сила развития общества. Народная культура и искусство своими возможностями создают в современных условиях наиболее благоприятную среду для выявления и развития в ребенке национальных особенностей.
Русский философ и педагог В. В. Зеньковский писал о том, что никто не может считаться сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа, не может созреть вне национальной культуры, которой нужно пропитаться, чтобы присущие душе силы могли получить свое развитие.
В нашем детском саду знакомство с миром традиционной культуры малой Родины начинается с ближайшего окружения ребенка. Изучая историю родного края, мы используем материалы по этнографии и фольклору. В пеших прогулках по улицам села, экскурсиях дети узнают историю его возникновения, традиции народно – прикладного искусства. При посещении районного краеведческого музея заглядывают вглубь прошедших веков, узнают от экскурсовода об архитектуре села, устройстве деревянного дома, знакомятся с жизнью, бытом, обычаями, занятиями его обитателей.
Большую роль при ознакомлении детей с историей и бытом своего народа оказывает мини - музей детского сада. В музее представлены экспонаты декоративно – прикладного искусства, предметы быта, орудия труда, народные костюмы. Здесь дети могут не только все увидеть, но и потрогать, обыграть. Например, походить в лаптях, «пропрясть кудель», попить чай из старинного самовара. Дети с большим удовольствием посещают музей, задают много вопросов, узнают новое.
Знание народных обычаев укрепляет семейные и родовые связи, помогает отрегулировать взаимоотношения между разными поколениями. Начиная с младшего возраста, воспитатели читают художественную литературу, проводят различные беседы, мероприятия направленные на воспитание любви и уважения между поколениями. В старшей группе дети составляют свою родословную. При этом проводится большая работа с родителями. Каждый ребенок совместно со своими близкими собирает материал о предках: где они жили, кем работали, и т. д., а затем составляет генеалогическое древо своего рода.
Большое внимание уделяется занятиям по художественно – творческому развитию детей. Изделия народного творчества многообразны. Каждое изделие наполнено красотой, добром, радостью; оно несет в себе фантазию, увлекающую детей и взрослых в мир прекрасной сказки. Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи своих изделий, включают в себя геометрические элементы, цветы, листья, ягоды, траву, которые ребенок часто встречает в лесу, в парке, на участке детского сада. Все это дети переносят на свои работы. Под руководством педагогов они украшают салфетки, полотенца, тарелочки, одежду для кукол, занимаясь рисованием или аппликацией. На занятиях по лепке малыши знакомятся с народными игрушками и пытаются сами сделать такие же. Сколько же радости доставляет ребенку предмет, сделанный своими руками.
Дети очень любят слушать сказки и небылицы, отгадывать загадки, заучивать потешки, считалки, скороговорки. Сказки отражают жизнь народа, основные черты характера: отвагу, трудолюбие, остроумие. Ребята охотно не только слушают сказки, но и сами их сочиняют, обыгрывают, участвуют в театрализованных постановках. Не один праздник, ни одно развлечение, а часто и занятие не обходятся у нас в саду без участия сказочных персонажей. Как же интересно самому превратиться в сказочного героя и побывать в волшебной стране или узнать в веселой Бабе Яге своего любимого воспитателя.
В развитии детей огромное место занимают игры . Народные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста. Игры используются в различных видах деятельности детей. Начиная с младшего возраста, мы применяем народные игры на занятиях и во время прогулки, в утренние и в вечерние часы. Они являются прекрасным элементом содержания досуговых мероприятий, проводимых в детском саду.
Большой интерес вызывает у детей знакомство с музыкальным фольклором. На музыкальных занятиях дети исполняют народные песни и танцы, играют на музыкальных инструментах. Знакомятся с произведениями композиторов республики. Праздник в детском саду! С каким нетерпением ждут его дети! Для них это окно в мир прекрасного, в мир волнующей музыки, поэзии, в мир ярких зрительных восприятий, увлекательных игр и затей. Поэтому интересно и весело проходят фольклорные праздники. Они являются особой формой знакомства с народным музыкальным искусством. Здесь соединяются радость и веселье, знания и умения. Ребята показывают свои театральные, танцевальные, музыкальные навыки. Совместные переживания сплачивают ребят в дружный коллектив, вызывают чувства индивидуальной и коллективной ответственности. Комплексное воздействие различных видов искусства способствует формированию у дошкольников художественного вкуса.
Праздники – это радостное, волнующее событие для каждого малыша, которое сохраняется надолго. Сценарии праздников включают в себя различные виды деятельности, здесь дети поют, танцуют, читают стихи, играют на музыкальных инструментах, участвуют в проведении обрядов, народных игр, постановке сказок.
Фольклорный праздник помогает раскрыть значимость давних традиций, приблизить детей к пониманию старины и через активное участие приобщить к истории своего народа.

Значение народных традиций в воспитании детей

Народные традиции - это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых их поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематичному труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело.

Жизненный опыт приобретается на протяжении всей истории существования народа, находит свое отражение в народных традициях. богатый арсенал народных традиций, который сформировался из конкретных исторических условий развития народа, должен быть широко использован. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль.

Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Наиболее значительным периодом в нравственном становлении личности является младший школьный возраст. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в нравственных требованиях к другим, непосредственность в поведении. Это является залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников.

Человек, который не знает своих корней, не любит свою родину, не гордится славой и культурой своих предков, человек, которому «не снится трава у родного дома», не будет уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа. Обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, способствует возрождению в человеке чувства национальной гордости. Поэтому сохранение культурного наследия, народного искусства, его воспроизводство в современной жизни требует активного и творческого труда.

Народное искусство, являясь хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры, искусства предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры.

Народные традиции ремесел являются действенным средством формирования художественной, технологической культуры детей ввиду того, что в них современные мастера находят неисчерпаемый источник красоты, гармонии, целесообразности. В народных ремеслах, как и во всем декоративно-прикладном искусстве, сложившиеся традиции уже сами являются критериями прекрасного, того, что является фундаментом художественной культуры.

В анализе различных школ народного мастерства предусматривается культурно-исторический подход, связь народного творчества с природой родного края, синтез материальных и духовных ценностей народной художественной культуры .

Народные традиции играют важную роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы.

Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.

Традиции, обычаи, обряды, праздники, содержащие в себе надежно проверенные временем и историческим отбором знаний, умений и навыков человечества, представляют для дополнительного образования предмет социальной востребованности и актуальности.

Воспитательное значение этих социальных явлений заключается в том, что они вызывают горячее стремление следовать хорошим примерам, установившимся нормам и правилам. Необходимо создать у младших школьников определенное отношение к народным традициям и обычаям, отношение глубокого уважения, понимания их сущности, желание изучать и следовать примеру людей, носителей этих явлений .

Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

Нарушаемое в мире единство человека с природой, землей настоятельно заставляет обратиться к народной мудрости - памяти рода человеческого. А значит, возникает потребность восстановления истории народа, его образа жизни и творчества. Этими мотивами самосохранения объясняется тяга общества к таким традиционным художественным проявлениям как фольклор и ремесло, к их истории.

Преподавание декоративно-прикладного искусства в дополнительном образовании продиктовано жизненной необходимостью, так как сфера его влияния непрерывно расширяется и охватывает самые разнообразные стороны жизни современного человека.

Одна из главных особенностей народного декоративно-прикладного искусства - рукотворность произведений. Каждое изделие народного мастера неповторимо, оно как бы хранит частичку его души, тепло рук. Художественные принципы и творческая методика декоративно-прикладного искусства вырабатывается самими мастерами в процессе их художественной практики, и передаются от мастера к мастеру, от поколения к поколению.

Преподавание декоративно-прикладного искусства в учреждениях дополнительного образования дает возможность расширить кругозор, активизировать образное мышление, а также наиболее полно выявить индивидуальные способности каждого ребенка .

Эстетическая значимость общения детей с произведениями народного искусства, с процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умение создавать их, важна для общего развития детей, для воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, развития художественного вкуса на лучших образцах этого искусства.

Дети любят работать с разнообразными материалами, конструировать, выполнять вещи практического назначения. Обучение декоративно-прикладному искусству органично сочетается с развитием художественного вкуса и творческого воображения.

Приобщаясь к занятиям искусства, человек воспитывает свой вкус, учится находить красоту в обыденном, приучается творчески мыслить.

Вывод: Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через любовь детей к традиционному искусству. Значение народных традиций велико для воспитания подрастающего поколения. Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенность декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам.

Важнейшее в воспитании детей, всегда имеющее непреходящее значение и очень актуальное в современных условиях - это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой.

В народной педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Традиция жива, пока ее чтут, берегут.

tagPlaceholder Tags: фольклор , народное , искусство , дополнительное , образование , творчество

  • #1

    Традиции и обычаи нужно всегда соблюдать!

  • #2

    juliet (Monday, 10 December 2012 14:11 )

    Народные традиции веками вырабатывали и создавали каноны правильного, разумного поведения, поэтому важно передавать их нашим детям в процессе воспитания

  • #3

    Нельзя ребенка не знакомить с традициями своего народа. Он как губка впитает все самое полезное и все самое хорошее. Если только родители и родные будут ему это показывать.

  • #4

    Богатая культурными традициями история нашего народа начинает забываться,на смену идет их подмена...

  • #5

    И нам нужно обязательно стремиться к тому, чтобы дети не забыли свои корни и знали настоящее.

  • #6

    У каждого народа свои методы воспитания.
    К худшему пока не приводило. если с ранних лет начинать воспитывать.

  • #7

    Евгений согласен с тобой,вреда от традиций воспитания детей нет.Когда у меня будут дети,я буду соблюдать все традиции своего народа и воспитаю настоящего человека!!

  • #8

    Традиции - дело безусловно хорошее. Но нужно всегда подходить с точки зрения здравого смысла, а не бездумно им следовать.

  • #9

    достаточно интересная статья

  • #10

    Дети всегда долны помнить своих родитнлей и свято соблюдать традиции предков.

  • #11

    Традиции - это народная ценность, когда народ утрачивает свои ценности - он вырождается.

  • #12

    Отличный сайт, качественно оформлен с грамотным содержимым. Информация просто потрясает!

  • #13

    Хорошая статья, но у каждого народа есть свои традиции воспитания, и их нужно соблюдать!!!

  • #14

    Удивительно, что совершенно неграмотные люди так чувствовали и понимали природу, знали о ее тайнах намного больше, чем мы сейчас со всеми своими научными достижениями и открытиями. И традиции, нажитые предками веками исчезают. Нам-то они за ненадобностью. Жалко.

  • #15

    Статья очень познавательная и будет полезной для молодых родителей. Мне очень понравилась!!!

  • #16

    Роман (Thursday, 11 April 2013 17:46 )

    Отличноя стотья традицыи надо знать инезабывать

  • #17

    Я сама являюсь мамой и считаю,что это очень нужно для большего развития ребенка,а тем более когда дети делают что-то своими руками!Спасибо за статью

  • #18

    Понравился сайт очень хорошей оформление рекомендую:)

  • #19

    Такой яркий вызывающий сайт...не возможно стороной обходить...и интересных вещей столько))

  • #20

Татьяна Сидорова
Опыт работы «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»

Опыт работы по теме «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста »

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей .

Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования педагогу, работающему с детьми раннего возраста , а именно : он должен хорошо знать возрастные особенности детей , видеть индивидуальность каждого малыша, прогнозируя "зону ближайшего развития" (Л. С. Выгодский) . Все это позволит дать многое малышам в плане их умственного развития. Педагог должен знать, что дети раннего возраста имеют неповторимые особенности в общем развитии и учитывать это при организации и методики ознакомления с народной поэзией .

Несомненно, на сегодняшний день тема актуальна. В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполнили иностранные слова , а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладеет родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа , получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты» .

В проект вовлекла (кроме себя) детей и их родителей . Цель проекта в том, чтобы выявить и изучить особенности . Очень хотелось за время работы проекта воспитать в детях чуткое отношение к народному творчеству . Обогатить речь, воображение, чувства детей . Приобщить детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами .

Но, прежде, я разработала критерии для проведения диагностики у детей .

№ Фамилия, имя

ребенка Узнает потешки, загадки по первой фразе Знает содержание сказок Знает героев сакзок Умеет различать добрые и плохие поступки героев сказок Знает и играет в русские хороводные игры Использует в своей речи вежливые слова

тябрь Май Сен

тябрь Май Сен

тябрь Май Сен

тябрь Май Сен

тябрь Май Сен

тябрь Май

Диагностика (в начале года) показала следующие результаты :

высокий уровень детей (знают потешки и иногда используют в речи; знают и содержание сказки, и как она называется; знают сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства; различают добрые и плохие поступки героев сказок, способны вести рассуждение на данную тему; знают некоторые хороводные игры; знают вежливые слова и используют их в речи) – 4 ребенка (15%)

(добрые и плохие) ; знают 1 – 2 хороводные игры; знают вежливые слова) – 14 детей (54%)

низкий уровень (знают одну потешку или не знают вообще; знают одну – две сказки или путают с содержанием других сказок; знают 1 – 2 сказочных героев; имеют не полное представление о добрых и плохих поступках; принимают пассивное участие в хороводных играх; знают 1 – 2 вежливых слова) – 8 детей (31%)

Исходя, из результатов диагностики, составила годовой план работы по теме самообразования.

В сентябре подобрала необходимый материал для работы с детьми и родителями на тему «». Поставила цель : выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества . Поставила задачи : воспитать чуткое отношение к народному творчеству ; обогатить речь, воображение, чувства детей ; приобщить к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами ; и выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей . И стала работать по намеченным задачам, достигать поставленной цели.

Самостоятельно, с помощью журналов «Дошкольное воспитание » , «Ребенок в детском саду» , ресурсов интернета, Программной разработки образовательных областей «Чтение художественной литературы» , «Коммуникация» во второй младшей группе и Комплексно-тематического планирования по программе «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, изучила несколько тем для реализации плана самообразования. Темы были таковы : «Роль потешек в развитии ребенка» , «Использование фольклора в работе с детьми » , «Устное народное творчество как средство духовно нравственного развития личности ребенка», «Роль сказки в воспитании детей » , «Влияние сказки на психику ребенка» , «Театрализованные игры как средство развития речи детей ».

В работе с детьми большое внимание уделила потешкам. Потешки доставляют малышам радость. В них слышна народная речь , стихотворный ритм , богатство оттенков слов. Когда я читала потешки, дети затихали, улыбались, то есть создавалась благоприятная обстановка для эмоционального контакта с детьми. С потешками зарождается у ребенка интерес и любовь к художественному слову. Потешки совсем небольшие, но они осуществляются в разных формах. В своей работе с детьми я использовала фланелеграф, демонстрировала картинка (предметные, сюжетные, так детям легче запоминается потешка. Перед чтением потешки проводила дидактические игры или сопровождала чтение показом действий, описанных в потешке. Дети разучивали потешки с большим интересом. Была мною создана картотека потешек для работы с детьми . Все потешки обыгрывались детьми во всех режимных моментах. С помощью родителей была создана библиотечка красочных книг с потешками для детей . В декабре для родителей показали ролик «Потешки в жизни нашей группы» . Родители с удовольствием смотрели на все режимные моменты под сопровождение детьми потешками.

Загадки – это полезное упражнение для ума. Дети любят загадки и с удовольствием их отгадывают. А еще с большим интересом стараются сами загадывать загадки.

Сказки – это особая фольклорная форма (реальность и фантастика) .

С помощью родителей была создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками . Был обустроен небольшой уголок ряженья с русскими национальными костюмами для кукол. Русские народные сказки и читались , и прослушивались аудиозаписи. Дети с большим удовольствием играли в настольно-печатные игры по русским народным сказкам , собирали разрезные картинки и складывали лото. Большим успехом пользовались дидактические игры : «Угадай сказку» , «Из какой сказки герой» . К концу года мы с детьми уже могли обыгрывать знакомые русские народные сказки и даже некоторые из них показали малышам. А родители нам помогли в группе оформить театральный уголок. Были закуплены раскраски по русским народным сказкам . Так же родители вместе с детьми выполнили домашнее задание (нарисовали сюжет из самой любимой сказки – была оформлена выставка рисунков).

Параллельно с моей работой и работой с детьми были проведены консультации с родителями на темы : «Роль фольклора в развитии детей » , Справиться с детским непослушанием помогут потешки», «Почитай мне сказку, мама; или с какими книгами лучше дружить дошколятам », «Воспитание трудолюбия , послушания и ответственности через сказки», «Как выбрать полезную сказку для малыша» .

В конце года, в конце проекта состоялась презентация (для родителей) на тему проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста ».

Вся работа с детьми по ознакомлению устного народного творчества была проведена в основном в совместной деятельности, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности. При этом я использовала самые разнообразные (наглядный, словесный, игровой) методы и приемы. Они способствовали возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества . Моя работа состояла в том , что я рассказывала текс (с использованием иллюстраций, показывала, видеофильмы; демонстрировала иллюстрации и картинки; показывала способы действий; проводила коллективное чтение (пересказ маленькой сказки) ; игры - драматизации, игры – инсценировки; дидактические и настольно – печатные игры; упражнения и проговаривания, звукоподражание, имитация действий. Большую роль уделяла выразительности своей речи. Воспитывала в детях добро , заботу и любовь к живому (игрушке) . С помощью потешек я научила детей видеть , что такое хорошо, и что такое плохо. В конце проекта дети самостоятельно могут использовать потешки во время игры, умывания, прогулки. Дети стали менее агрессивны. Дети стали собраннее , самостоятельнее. В группе создалась положительная атмосфера. Я дала детям представление о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности.

Загадки использовала в непосредственно образовательной деятельности, на прогулках (наблюдение) . Загадка требует от ребенка большой наблюдательности. В детях при помощи загадки я развивала мышление, наблюдательность.

Большое внимание уделяла русским народным сказкам . Сказки помогают отличить добро от зла, хорошее от плохого; развивать речь, фантазию, воображение; расширять кругозор. Сказки старалась рассказывать (дети маленькие) дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к персонажам. Сказки учат детей быть дружными , трудолюбивыми, слушаться родителей, быть смелыми.

Много времени проводила с детьми, играя в хороводные игры. Игры хорошо развивают речь, память, воображение, внимание, сосредоточенность, уверенность ребенка в свои способности. Из детей , которые старались быть в тени других детей , получились хорошие ведущие. В них вселилась уверенность и желание быть не только ведомыми, но и ведущими. Дети стали уважать себя и своих согруппников. Ни один ребенок в группе не остается без внимания и взрослого, и детей .

Посещаемость детей стала более стабильной, дети идут в детский сад с большим желанием. Их потенциал вырос. Знания дали большой шаг вперед. Это видно по результатам диагностики, которую я проводила в конце учебного года, (по окончании годового проекта по теме самообразования) .

Результаты диагностики по реализации годового проекта по самообразованию :

высокий уровень детей (знают потешки и иногда используют в речи; знают и содержание сказки, и как она называется; знают сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства; различают добрые и плохие поступки героев сказок, способны вести рассуждение на данную тему; знают некоторые хороводные игры; знают вежливые слова и используют их в речи) – 8 детей (31%)

средний уровень (знают несколько потешек; знают несколько сказок; знают несколько героев и узнают их в произведениях изобразительного искусства; различают поступки героев сказок (добрые и плохие) ; знают 1 – 2 хороводные игры; знают вежливые слова) – 17 детей (65%)

низкий уровень (знают одну потешку или не знают вообще; знают одну – две сказки или путают с содержанием других сказок; знают 1 – 2 сказочных героев; имеют не полное представление о добрых и плохих поступках; принимают пассивное участие в хороводных играх; знают 1 – 2 вежливых слова) – 1 ребенок (4%) .

Большинство детей стали проявлять интерес к речевому общению. Аргументируют суждения и пользуются формой речи – доказательства с помощью взрослого

Дети стали проявлять стремление к постоянному общению с книгой, испытывают явное удовольствие при слушании литературных произведений. Верно осознают мотивы поступков героев, видят их переживания и чувства.

В процессе работы с детьми я рассмотрела роль устного народного творчества в развитие речи дошкольников , в деле воспитания человека , его личности. Перед детским садом стоит увлекательная задача - заложить в детях семена любви и уважения к фольклору. При знакомстве ребенка с прекрасным миром народного творчества , мы открываем для него жизнь общества и окружающей его природы. Большую роль играет устное народное творчество в патриотическом и интернациональном воспитании , в воспитании любви к Родине , к ее великому народу и интереса к людям других национальностей. Фольклор дает ребенку прекрасные образцы русского языка : выразительный, меткий язык пословиц, поговорок, народных сказок о животных , насыщенный сказочной «обрядностью» язык русских народных волшебных сказок . Устное народное творчество оказывает активизирующее воздействие на :

Речевой звуковой поток, ребенок выделяет речь из всех других сигналов, оказывает ей предпочтение, выделяя из шумов и музыкальных звуков;

Активизирующее звуковое воздействие с помощью повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммированных в самом тексте фольклорных форм.

Образность народного фольклора позволяет донести до сознания дошкольников в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира, речевого развития детей .

Средствами устного народного творчества в детях воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание применять разные жанры фольклора в повседневной жизни.

Произведения народного творчества всегда были близки природе ребенка. Простота этих произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия привлекают детей , и они с удовольствием используют их в своей деятельности.

Перспективами дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала для всестороннего развития детей дошкольного возраста .

Список литературы.

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия» , 2000. - 400c.

2. Викулина А. М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения . – Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с.

3. Волков Г. Н. Этнопедагогика : Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия» , 1999. – 168с.

4. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание . – 1991. - №9. – С. 16-20.

5. Детские подвижные игры народов СССР / Сост . А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.

6. Доронова Т. Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования . Обруч. Москва, 2010год- С. 119-127.

7. Зимина И. . – 2005. - №1. – С. 18-28.

8. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание . – 2005. - №5. – С. 28-35.

9. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание . – 2005. - №8. – С. 26-31.

10. Знакомство детей с русским народным творчеством / Авт . -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. – Спб : Детство-пресс, 2001. – 400с.

11. Криницина Н. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание . – 1991. - №11.

12. Николаева С. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание . – 2009. - №4. – С. 42-46.

13. Новицкая М., Соловьева Е. Добро пожаловать в фольклорную школу // Дошкольное воспитание . – 1993. - №9. – С. 11 - 18.

14. Пидручная С. Сказки - за безопасность детей // Дошкольное воспитание . – 2008. - №2. – С. 124-127.

15. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе // Дошкольное воспитание . – 2009. - №5. – С. 24-28.

16. Ребенок и книга : Пособие для воспитателя детского сада / Л . М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова, В. И. Пирадова. – СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО ПРЕСС» , 2000. – 128с.

17. Родной край : Пособие для воспитателей дет . сада / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; Под ред. С. А. Козловой. – М.: Просвещение, 1985. – 238

18. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду : конспекты занятий и сценарии праздников/Владимирский областной институт усовершенствования учителей. – Владимир, 1995. - 184 с.

19. Степаненкова Э. Я. «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка ». – М.: Академия, 2007. – 368 с.

20. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 6. – М., 1948., стр. 298

21. Ушинский К. Д. Родное слово. Собрание сочинений, М.: 1974.

22. Халикова Р. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание . – 1988. - №5, С. 13-17

23. Чуковский К. И. От двух до пяти. http://www.gumer.info.