Праздничный портал - Holidaylink
Поиск по сайту

Диагностические методики по эстетическому воспитанию младших школьников. Определение исходного уровня эстетического воспитания у младших школьников с задержкой психического развития. Информация о ообразовании


При формировании теоретической базы выпускной квалификационной работы возникла необходимость анализа практического состояния вопроса об уровне эстетического воспитания младших школьников. Свое исследование мы построили на базе МАОУ «Болдыревская СОШ» Абатского района, Тюменской области.

В исследовании всего было задействовано 28 учащихся двух классов: 1«А» - контрольный класс, 1«Б» - экспериментальный класс.

Исследование проводилось с согласия родителей и преподавателя физической культуры Бухарова Виктора Анатольевича.

На данном этапе были использованы следующие методы педагогического исследования: тестирование, наблюдение, графические методы анализа полученных результатов Комплекс данных методов обеспечивал целенаправленное выявление уровней эстетического воспитания учащихся.

Эксперимент проводился с 20.04.2015г. по 16.05.2015г. в спортивном зале данной школы.

Уровень эстетической воспитанности учащихся экспериментальной и контрольной групп определялся с помощью теста - анкеты предоставленного в приложение Б. После заполнения анкеты обрабатывались с помощью следующего ключа таблица Б1.

В психолого-педагогической литературе пред­лагается немало программ изучения личности, где в качестве универсальных, интегральных критериев и показателей уровня культуры учащихся различные исследователи рекомендуют рассматривать их отно­шение к обществу, к людям, к труду (И.С. Марьенко, П.Т. Лихачев, В.А. Яковлев и др.), активность жиз­ненной позиции (Т.Н. Мальковская, Н.Ф. Радионова), направленность личности (Л.И. Божович, З.И. Ва­сильева, А.И. Кочетов, Т.К. Ахаян, А.В. Зосимовский). Е.Н. Бондаревская, В.И. Пирогов и другие справедливо настаивают на системно-структурном, критериально-уровневом подходе, т.е. на изучении уровня воспитан­ности личности с учетом ее структурно-образующих элементов и строго дифференцированных критериев их оценки.

Таким образом, критерии - это признаки, на осно­вании которых производится оценка, суждение. В про­цессе выявления критериев мы учитывали следующие требования:

а) критерии должны отражать основные законо­мерности формирования личности;

б) с помощью критериев должны устанавливаться связи между всеми компонентами исследуемой системы;

в) качественные показатели должны выступать в единстве с количественными;

г) критерии должны быть раскрыты через ряд ка­чественных признаков (показателей), по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности данного критерия;

д) критерии должны отражать динамику изме­ряемого качества во времени.

Хотя ученые выдвигают в качестве критериев дале­ко не одно и то же и подчас существенно расходятся в суждениях на этот счет, все они единодушно говорят о необходимости изучения воспитанности личности, измерения ее уровня.

Л.П. Печко дает обобщенную модель эстетической культуры личности учащегося. Эта модель включает следующие компоненты: развитость основных форм эстетического сознания (чувств, вкусов, идеалов, по­требностей); общая образованность в сфере культу­ры, понимание нормативности и уникальности при оценке эстетических объектов; степень освоения адекватных эстетических действий творческого диалогического характера, освоение предметно- эстетической деятельности .

Свою модель основных показателей дает М.А. Верб:

Понимание сущности прекрасного, искусства, художественного творчества;

Эмоциональная отзывчивость к эстетическим сторонам жизни, искусству;

Умение адекватно оценивать художественное произведение в единстве содержания и формы;

Умение отличить истинную красоту от мнимой в искусстве, поведении, быту;

Наличие разносторонних эстетических интере­сов и потребностей, в том числе индивидуаль­ных предпочтений;

Развитость тех или иных художественных спо­собностей, участие в художественно-творческой деятельности .

Для выявления уровней эсте­тического воспитания учащихся нами были избраны сле­дующие критерии и показатели.

1. Когнитивный:

а) сформированность эстетических знаний (пред­ставлений и понятий);

б) степень проявления интереса к эстетическим знаниям.

2. Эмоционально-волевой:

а) развитость эстетических чувств;

б) сформированность волевых качеств, необходи­мых для выполнения эстетической деятельно­сти;

в) степень проявления усилий в совершенствова­нии своих эстетических способностей.

3. Мотивационный:

а) стремление к прекрасному и другие социально значимые мотивы в эстетической деятельности.

4. Деятельностный:

а) сформированность эстетических умений и на­выков;

б) активность, инициативность, самостоятель­ность в эстетической деятельности.

Ориентируясь на данные критерии и показатели, в ходе констатирующего эксперимента были выделены три группы учащихся с различными уровнями эстетического воспитания (высокий уровень, средний и низкий), их описание предоставлено в приложении В. Охарактеризованные уровни являются типич­ными и позволяют говорить об определенных тен­денциях ее развития. Эти тенденции проявляются в последовательном переходе учащихся от более низкого к более высокому уровню.

На этапе констатирующего эксперимента было изучено состояние эстетического воспитания младших школьников в образовательном пространстве современной школы. В ходе констатирующего эксперимента в изучаемых классах определялся первоначальный уровень эстетического воспитания учащихся. Предполагалось определить у испытуемых исходный уровень эстетического воспитания с учетом разработанных критериев и с помощью диагностических методик.

В ходе констатирующего этапа опытно - экспериментальной работы в результате тестирования были получены данные об исходных уровнях эстетического воспитания младших школьников таблицы Г2 и Д3. Анализ полученных результатов показал, что в экспериментальном и контрольном классах наблюдалось большое сходство данных по основным критериям и показателям сформированности у учащихся эстетической культуры, средний балл уровня эстетического воспитания составляет 15,6в контрольном и 15,1 в экспериментальном классах. Как показывают данные констатирующего этапа экспериментального исследования, общий уровень эстетического воспитания в целом недостаточен. Результаты диагностики занесены в итоговую таблицу данных и оформлены в процентных соотношениях, таблица Е 4.

Количество учащихся с высоким уровнем эстетического развития крайне малочисленно в обоих классах и составляет всего 7% от общего числа испытуемых.

Число учащихся с уровнем ниже достаточного составило 79% в контрольном классе и 72% в экспериментальном, что составляет больше, чем две трети от общего числа испытуемых. И низкий уровень эстетического воспитания составил 14% и 21% соответственно.

Для мониторинга была составлена следующие гистограмма, где наглядно отражены результаты диагностики (рисунки Е 2 и Е 3). Данные результаты указывают на преобладание детей в контрольном и экспериментальном классах со средним уровнем эстетического развития.

Одной из основных особенностей младших школьников (средний уровень эстетического развития) является стихийное эмоциональное стремление к эстетическим явлениям искусства и действительности. Данный уровень характеризуется слабой осведомленностью школьников в области эстетических знаний и опыта.

Результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, свидетельствуют о том, что большинство учащихся не задумываются о важности эстетического воспитания. Они не видят прямой связи эстетического и физического воспитания, оперируя тем, что на уроке физической культуры на первом месте развитие физических качеств и способностей, даже не догадываясь, что в процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений и что физическое совершенство составляет часть эстетического идеала.

Больше трети учащихся не волнует оценка их внешнего вида, не считают важным то, как они выглядят в глазах окружающих.

Так же подавляющее большинство помимо школьных занятий не посещают никаких секций и кружков, а если посещают, то не постоянно и с неохотой.

Что касается музыкальных произведений, особого интереса они не вызывают так же у большинства учащихся. Лишь немногие ответили, что обладают умением двигаться под музыку, имеют понятие о чувстве ритма, темпе исполнения. Среди музыкальных предпочтений называют разные музыкальные произведения, но большее предпочтение отдают все-таки развлекательной музыке и эстрадно-развлекательным телевизионным программам («Две звезды», «Золотой граммофон», «Танцы со звездами» и др.).

Таким образом, мы пришли к выводу, что необходима систематическая, целенаправленная и планомерная работа с детьми по эстетическому воспитанию.

Диагностики эстетического восприятия учащихся (Е. Торшилова, Т. Морозова)

    Диагностика чувства формы (Тест «Геометрия в композиции»).

Среди принципов формообразования (принцип отражения, принцип целостности, принцип соразмерности и пропорциональности) в данном тесте выделяется принцип геометрического подобия. Геометрическое строение - одно из свойств материи. Геометрические фигуры и тела - это обобщенное отражение формы предметов. Они являются эталонами, с помощью которых человек ориентируется в окружающем его мире.

Стимульньтй материал теста «Геометрия в композиции» включает три репродукции: (К. А. Сомов - «Дама в голубом», Д. Жилинский - «Воскресный день», Г. Гольбейн Младший «Портрет Дирка Берка») и четыре нейтральные по цвету, одинаковые по фактуре и примерно соответствующие по размерам композиционным праформам картин геометрических фигуры:

треугольник («Дама в голубом» - пирамидальная композиция),

круг («день» - сферическая композиция),

квадрат (Гольбейн) и фигура неправильной формы (лишняя).

Инструкция: найти, какая геометрическая фигура подходит к каждой из картин. Недопустимы пояснения вроде «Где ты тут видишь круг?», поскольку они провоцируют на фрагментарное видение, прямо противоположное решению задачи, предполагающей целостнообразное видение картины.

Оценка выставляется по принципу верного и неверного ответа. Высший балл - 6, по 2 балла за каждый верный ответ. Сама величина балла каждый раз условна и приводится для того, чтобы был понятен сам принцип оценивании.

    Тест «ГРОМКИЙ-ТИХИЙ» .

Материал задания состоит из цветных репродукций с изображением трех натюрмортов, трех пейзажей, трех жанровых сцен. Тематика используемых во всей методике визуальных материалов не включает сюжетных изображений, поскольку они провоцируют внеэстетическое восприятие, интерес к содержательной информации, оценку жизненных событий. Кроме того, подбор материала для теста должен отвечать требованию воз можно большего тематического сходства, чтобы, сравнивая ил люстрации, ребенок меньше отвлекался как те их различия, которые для цели задания несущественны.

Исследователь может подобрать свои примеры и проверить их «звучание» экспертной оценкой. Точно описать принципы соответствия изображения и его звучания (громкости - тихости) невозможно, очевидно только, что оно должно быть связано не с сюжетом изображения или функцией изображенных предметов, а с насыщенностью цвета, сложностью композиции, характером линии, «звучанием» фактуры.

Например, в диагностике могут быть использованы репродукции следующих картин: К. А. Коровин - «Розы и фиалки», И. Э. Грабарь - «Хризантемы», В. Е. Татлин - «Цветы».

Инструкция: скажи, какая картинка из трех - тихая, какая - громкая, какая - средняя не громкая и не тихая. Можно спросить: каким «голосом говорит» картина - громким, тихим, средним?

Оценивается задание плюсами и минусами, число которых складывается, и ребенок получает общий балл за все ответы. Абсолютно верный ответ: ++; относительно верный, +-; совсем неверный -. Логика такой оценки в том, что ребенок вынужден выбирать из трех «звучаний» и оценить три изображения как бы по сравнительной шкале.

    Тест «МАТИСС» .

Цель – определить чуткость детей к образному строю произведения, художественной манере автора. В качестве стимульного материала детям предлагается набор из двенадцати натюрмортов двух художников (К. Петрова-Водкина и А. Матисса) с такой инструкцией: «Здесь картины двух художников. Я тебе покажу по одной картине одного и другого художника. Посмотри на них внимательно, и ты увидишь, что рисуют эти художники по-разному. Эти две картины мы оставим в качестве примеров того, как они рисуют. А ты, глядя на эти примеры, попытайся определить, какие из оставшихся картин нарисовал первый художник и какие - второй, и положи их к соответствующим образцам». В протоколе записываются номера натюрмортов, которые ребенком отнесены к одному и другому художнику. После выполнения задания ребенка можно спросить, чем, по его мнению, отличаются эти картины, как, по каким признакам он их раскладывал.

Предлагаемый детям художественный материал принципиально различен по художественной манере. Определяющей чертой натюрмортов А. Матисса можно считать декоративность, для К. Петрова-Водкина характерны разработка планетарной перспективы, объемность художественного решения. Правильное выполнение задания связано с умением, возможно, интуитивным, видеть особенности художественной манеры, выразительных средств авторов, то, как, а не что они рисуют. Если же ребенок ориентируется при классификации натюрмортов на предметно-содержательный слой произведения, на то, что изображает художник, то задание выполняется им неправильно.

Тест «Матисс» является типичным и достаточно сложным образцом диагностики чувства стиля.

    Тест «ЛИЦА».

Выявляет умение ребенка смотреть и видеть (художественное восприятие) на материале графических рисунков человеческого лица. Наличие у ребенка навыков понимания, интерпретации изображенного человека выявляется на основе его способности по выражению лица определить внутреннее состояние человека, его настроение, характер и т. п.

В качестве стимульного материала детям предлагаются три графических портрета А.Е. Яковлева (1887 - 1938). На первом рисунке («Женская голова» - 1909 г.) изображено красивое женское лицо, обрамленное длинными волосами, выражающее некоторую отстраненность, самоуглубленность, с оттенком печали. Второй рисунок («Мужская голова» - 1912г.) изображает улыбающегося мужчину в головном уборе, напоминающем поварской колпак. Человек, изображенный на портрете № 2, вероятно, обладает большим опытом и жизненной хваткой. Ему, очевидно, присущи такие качества, как хитрость, коварство, саркастическое отношение к людям, что производит довольно неприятное впечатление, но дети этого, как правило, не замечают. На третьем рисунке («Мужской портрет» - 1911г.) - мужчина, погруженный в себя, задумавшийся, возможно, о чем-то грустном и далеком. Лицо мужчины выражает гамму неинтенсивных отрицательных переживаний, некоторых переходных состояний.

Рисунки предлагаются детям с такой инструкцией: «Перед тобой рисунки художника А.Е. Яковлева, рассмотри их и скажи, какой портрет тебе нравится больше других? А какой - меньше или совсем не нравится? Почему? Ты, наверно, знаешь, что по выражению человеческого лица можно многое узнать о человеке, о его настроении, состоянии, характере, качествах. Люди изображены на этих рисунках в разном состоянии. Посмотри внимательно на выражение их лиц и попытайся представить себе, что это за люди. Вначале давай рассмотрим портрет, который тебе больше всего понравился. Как ты думаешь, в каком настроении, состоянии изображен этот человек? Какой у него характер? Это человек добрый, приятный, хороший, или он плохой, злой, чем-то неприятен? А что еще можно сказать про этого человека? Теперь рассмотрим портрет, который тебе не понравился. Расскажи, пожалуйста, все, что можешь, про этого человека. Какой он, в каком настроении, каков его характер?»

Затем то же самое ребенок рассказывает про человека, изображенного на третьем портрете. Максимальная выраженность способности к социальной перцепции (т. е. восприятию другого человека) оценивается пятью баллами.

    Тест «БАБОЧКА» .

Ребенку предлагается 5 пар репродукций, в которых одна является образцом «формалистической», другая – реалистической жизнеподобной живописи или бытовой фотографии:

    И. Альтман «Подсолнухи» (1915г.) - 1а. Поздравительная открытка с изображением розовых ромашек на голубом фоне.

    А. Горький «Водопад» (1943г.) - 2а. Фотография сада и человека, везущего тележку с яблоками.

    Художественная фотография травы и стебельков, увеличенных до масштабов деревьев. Условное «детское» название «Водоросли» - За. Фотография «Осень».

    Б.У. Томплин «Номер 2» (1953г.) - 4а. А. Рылов «Трактор на лесных дорогах». Условное название «Зимний ковер» (1934г.).

    Г. Юккер «Раздвоено» (1983г.) -5а. В. Суриков «Зубовский бульвар зимой». Детское название «Бабочка».

По цветовой гамме изображения в парах похожи, чтобы симпатия ребенка к тому или иному цвету не мешала экспериментатору. Сравнительные художественные достоинства оригиналов не служат основной точкой отсчета, поскольку а) фиксируется интерес к очевидному для детей различию изображений - абстрактность или предметность, многозначность или очевидность, эстетическая образность или функциональность информации; б) качество репродукций не позволяет говорить о полноценных художественных достоинствах репродуцированных картин. Тем не менее в качестве формалистического образца в паре использованы примеры признанных мастеров (А. Горький, Н. Альтман и др.). Таким образом, формалистические образцы имеют как бы сертификат, свидетельствующий об их эстетических достоинствах. В каждой паре изображений одно отличается от другого необычностью манеры, ее нефотографичностью, а второе, напротив, приближается к фотографии. Различение изображений в паре по этому принципу детьми, как правило, сразу улавливается.

Инструкция: покажи, какая картинка (из пары) тебе больше нравится. Все изображения - во всех тестовых заданиях - предъявляются ребенку анонимно, автор и название картины не называются.

Предъявлять пары можно в любом порядке, и менять картинки местами внутри пары, но одной парой ограничиваться нецелесообразно, выбор может быть совсем случайным.

Оценка выполнения этого тестового задания прямо зависит от самого стимульного материала и от степени оригинальности выбора – типичностью отношения, выраженного большинством детей.

    Тест «ВАН ГОГ» .

Ребенку предлагается выбрать лучшее, на его взгляд, изображение из пары репродукций. Цель опроса - выявление способности ребенка проявлять особенности эстетического отношения, вообще не свойственные большинству детей. Поэтому в парах, подобранных для оценки, детям предлагается довольно сложная задача: выбрать между ярким и злым или добрым, но темным; понятным, но однотонным или необычным, хотя ярким и т. п. К более сложным и требующим большей эстетической развитости Е.Торшилова и Т.Морозова относят не только необычные по изобразительной манере, но и эмоционально непривычные детям «грустные» картинки. Основание такой позиции - гипотеза о направленности эмоционального развития в онтогенезе от простых к сложным эмоциям, от гармонической нерасчлененной целостности эмоциональной реакции к восприятию отношений «гармония - дисгармония». Поэтому в ряде пар и лучшей по эстетическому достоинству, и более «взрослой» считается грустная и более темная картинка. Тестовый материал включает шесть пар изображений.

    Г. Гольбейн. Портрет Джейн Сеймур.

1а. Д. Хейтер. Портрет Е. К. Воронцовой.

    Цветная фотография образцов китайского фарфора, белого с золотом.

2а. П. Пикассо «Бидон и миска».

    Фотография фигурки нэцке.
    За. «Булька» - рис. собаки «Лев-Фо» (яркого и злого; книжная илл.).

    Фотография дворца в Павловске.
    4а. В. Ван Гог «Лечебница в Сен-Реми».

    О. Ренуар. «Девочка с прутиком».
    5а. Ф.Уде. «Принцесса полей».

    Фотография игрушки «Козлик».
    6а. Фотография филимоновской игрушки «Коровки».

    Поздравительная открытка.
    7а. М. Вайлер «Цветы».

Инструкция: покажи, какая картинка тебе больше нравится. Стоит внимательно отнестись к степени неформальности понимания ребенком задачи и попытаться включить его оценку, если он уходит от нее, и машинально выбирает всегда правую или всегда левую картинку.

Пары подобраны так, чтобы «лучшая» картинка, выбор которой свидетельствует о развитой культурно-эстетической ориентации ребенка, а не возрастной элементарности вкуса, отличалась в сторону большей образности, выразительности и эмоциональной сложности. В тесте «Ван Гог» это картинки под № № 1, 2а, 3, 4а, 5а и 6. Правильность выбора оценивалась в 1 балл.

ыл проведен повторный констатирующий эксперимент. Используя разнообразные методики, мы снова произвели срезы по изучению уровня сформированности эстетической воспитанности. Поскольку методики диагностики были аналогичны тем, что и на первом этапе констатирующего эксперимента. Опишем лишь новые. Нами были выбраны следующие методики: недописанный тезис и методика ранжирования.

Методика - недописанный тезис (незаконченное предложение).

Цель методики - выявление общего взгляда на понятия эстетической культуры.

Методика выявляет общие установки по отношению к эстетической культуре. Детям предлагалось закончить следующие тезисы (предложения):

1.Хорошая жизнь - это ….

Лучше всего я чувствую себя, когда ….

Мне хорошо, когда вокруг….

Мне нравится смотреть на ….

Я люблю ходить в ….

Мне нравиться на уроках ИЗО….

Мне нравится, когда мои работы….

Я вижу прекрасное (красивое) в….

Анализ детских работ показал, что на момент проведения диагностики у 8 (44,5%) детей имеют ярко выраженное желание, позитивное отношение к эстетической деятельности, интерес, проявляемый к эстетическим предметам, объектам и явлениям окружающей действительности; 9 (50%) детей со среднем уровнем, которые имеют не достаточно высокое выраженное желание, позитивное отношение к эстетической деятельности, интерес, проявляемый к эстетическим предметам, объектам и явления окружающей действительности, и один ребенок (5,5%) с низким уровнем, у которого данные характеристики находятся на приметном уровне. Эти результаты представлены диаграмме.

Диаграмма 2.4

Также была проведена методика ранжирования , которая предполагает расположение слов, понятий в определенной последовательности, в порядке возрастания или убывания их значимости для субъекта.

Цель методики - выявление значимости эстетических понятий для школьников.

Наше исследование поставило школьников перед выбором значимых для них понятий. Испытуемые расставляли из предложенного списка слов (музей, кино, театр, зоосад, картинная галерея, концерт хорового пения, столовая, дискотека, улица ) в поочередности согласно степени личной значимости. Эта методика позволила нам выявить ценностные предпочтения каждой личности.

Обобщив итоги данной методики, мы выявили, что 8 (44,5%) детей предпочитают посещать картинные галереи, музеи, ходить на концерты хоровой музыки, 7 (38,9%) - театр, кино, зоосад; 2 (11,1%) - столовую, дискотеку, улицу. Изобразим полученные данные на диаграмме.

Диаграмма 2.5

По итогам этих и ряда других методик, мы выяснили, что у учащихся 1 «В» класса сформированность эстетической воспитанности находится на следующих уровнях. Приведем данные в таблице (Табл. 2.6) и диаграмме.

Уровень сформированности эстетической воспитанности

Условные группыУровниКоличество учащихсяАбсолютное соотношениеПроцентное соотношение, %1 группаВысокий844,5%2 группаСредний844,5%3 группаНизкий211,2%

Диаграмма 2.6

По итогом контрольного эксперимента произведем сравнение с первоначальном результатом в констатирующим эксперименте. Приведем таблицу (Табл. 2.7) сравнений и покажем качественное отличие на диаграмме.

Условные группыУровниНа началоНа конецКол-ое соотн-иеПроц-ое сотн-ие, %Кол-ое соотн-иеПроц-ое соотн-ие, %1 группаВысокий735,5844,52 группаСредний838,5844,53 группаНизкий326212

Диаграмма 2.7. Уровень сформированности эстетической воспитанности на начало и на конец исследования

Из этой диаграммы видим, что после формирующего эксперимента показатели эстетической воспитанности повысились. Эстетическая культура у учащихся стала на много выше, тогда как до эксперимента этот уровень был низкий.

Заключение

При написании курсовой работы, мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, определили сущность ключевых понятий. Выявили критерии воспитанности детей школьного возраста, выделили основные методы диагностики воспитанности школьников и дали им теоретическое обоснование, применили на практике несколько из методик диагностики воспитанности детей школьного возраста.

Обобщая изученный материал, можно сделать следующие выводы. Диагностика уровня эстетической воспитанности детей в наше время очень актуальна. При диагностике учащихся, педагог должен опираться на следующие показатели эстетической воспитанности:

vпоказателем эстетической воспитанности является направленность внимания ребенка «на объект», «на других людей», «на себя»; а также выделение положительной направленности - на прекрасное;

vпоказателем эстетической воспитанности является наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств может быть различным в зависимости от модели выпускника конкретного учебного заведения. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе.

vпоказателями являются отношение воспитанника к прекрасному; знание воспитанниками в соответствии с их возрастом эстетических категорий; сформированность умений и навыков к восприятию явлений действительности, а также проявление самостоятельности к творчеству и в области искусств в целом.

Для диагностики эстетической воспитанности мы использовали комплекс методов изучения личностных качеств. Применяемая система методов охватывала мотивы, знания и умения воспитанника. Спектр этих методов достаточно широк: опросные методы (анкетирование, тестирование, беседа и др.), наблюдение, проективное тестирование, изучение продуктов деятельности ребенка, ранжирование, метод «Недописанный тезис» и др.

Многие из методов не только позволили выявить особенности проявления того или иного качества, но и оказали воспитательный эффект. Тем более, что результаты ряда методик можно обсудить вместе с детьми.

Диагностические методики были подобраны нами с учетом возрастных особенностей детей. Таким образом, для определения уровня эстетической воспитанности школьников целесообразно использовать такие методы диагностики как наблюдение, беседа, эксперимент, совместное с родителями заполнение диагностических таблиц.

Диагностики фиксируют наличие определенных характеристик личности, помогая педагогу расширить представление о ходе становления и развития личности ребенка.

Диагностирование позволяет педагогу корректировать воспитательный процесс, совершенствовать способы работы с детьми и обогащать содержание воспитательного процесса.

Педагогическая диагностика вмонтирована в контекст жизнедеятельности детей. Проведение диагностик само по себе является воспитательным актом. Они, помимо своей основной функции, служат также средством формирования ценностных ориентаций и самооценки.

Литература

1.Бесова, М.А. Педагогика современной школы: теоретический аспект: Учебное пособие. Часть 2./ М.А. Бесова. - Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», - 2004 - 104 с.

2.Котикова, О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей; педагогическое внешкольное учреждение/О.П. Котикова, В.Г. Кухаронак; Научно-методический центр учебной книги и средств обучения. - Минск, - 2001 - 192 с.

Корниенко, С Г. Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города: автореферат диссертация кандидата пед. наук: 13.00.01 / Кемер. гос. ун-т, - Кемерово, - 2002

Любимова, Ю.С Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей нач. кл./ Ю.С. Любимова, В.В. Буткевич. - Минск: Пачатковая школа, - 2008 - 114 с.

Непрерывное воспитание детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: Концепция; Программа на 2006-2010 года. - Минск: НИО, 2007. - 64 с.

Поддубская, Г.С. Воспитательная работа в начальной школе: Педагогическая диагностика: методические указания/Г.С. Поддубская. - Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», - 2010 - 52 с.

Петушкова, Е.В. Культура мира как предмет воспитания/ Е.В. Петушкова // Праблемы выхавання, - 1998 - №4 - С. 30-32

Пьянкова, Н.И. Изобразительное искусство в современной школе, М.: Просвещение, - 2006 - 178 с.

Паздников, М.А. Реформа школы и художественно-эстетическое образование в Республике Беларусь / М.А. Паздников // Педагогическое образование и наука: История и современность: материалы Респ. науч.-практ. конф., г. Минск, 21 окт., 2009 г. В 2 ч. Ч. 1/ Бел. гос. пед. ун - т им. М. Танка; редкол. П.Д. Кухарчик, В.В. Бурщик, А.И. Андарало [и др.]. - Минск: БГПУ, 2009. - С. 13 - 14

Сысоева, Л.С. Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание/ Томс. политехн. инст- т С.М. Кирова; под ред. В.А. Дмитриенко. - Томск. Издательство Томского университета, 1989 -

Черникова, Н.В. Проблема формирования эстетической культуры личности в белоруской педагогике в современном образовательном контексте/ Н.В. Черникова // Пазашкольнае выхаванне. - 2010 - №3 - С. 5-9

Щуркова, Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики., М., Педагогическое общество России, - 2001 - 104 с.

Эстетическое воспитание школьников: сборник статей/ редкол.: С.А. Аничкин (отв. ред) и др.; Свердловский пед. Институт. - Свердловск - 1974 -

Эстетическое сознание и процесс его формирования/ АН СССР. Ин-т философии. М.: Искусство, 1981 - 255 с.

Эстетическое воспитание школьников/А.И. Буров, Т.Ф. Завадская, В.В. Колокольникова и др.; под ред. А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева. М: Педагогика, - 1974 - 304 с.

Эстетическое воспитание в школе: пособие для студентов/ Г.А

ьства извне у ребенка могут сложиться искаженные представления о жизни, ценностях, идеалах. Д.С. Лихачев, также как и многие другие педагоги, и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

Уровень эстетической воспитанности личности представляет собой целостное единство эстетического сознания и активной эстетической деятельности. В современной теории эстетического воспитания стало общепризнанным, что эстетическая потребность личности не может удовлетворяться только в созерцательной форме, поскольку она наиболее полно проявляется и созидается в художественно-творческой деятельности.

Эстетическое воспитание существенно обогащает формирование личности. Знания становятся мировоззрением и убеждениями школьника, когда сливаются с его чувствами, положительными переживаниями. Большую роль в их формировании играют произведения искусства, отражающие все многообразие жизни. Вместе с тем сущность произведений искусства помогает школьникам правильно оценить их художественные достоинства.

Исследуя проблему развития творческого потенциала учащихся начальных классов в процессе эстетического воспитания, О.П. Котикова и В.Г. Кухаронак отмечают, что «приоритетным сущностным аспектом эстетического воспитания младших школьников является развитие их творческого потенциала. Развитие эмоциональной сферы и усвоение определённых знаний из области искусства, а также развития эстетического сознания наиболее эффективно происходит в процессе художественно-творческой деятельности».

Из этого следует, что в последнее десятилетие эстетическое воспитание рассматривается как процесс, направленный на формирование у детей способностей к активной творческой деятельности. Сущность определяется как целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащихся по формированию эмоционально отзывчивой и творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в искусстве, природе, окружающей жизни, поведении людей и стремящийся к посильной эстетико-предметной деятельности.

Изучение теоретических основ эстетического воспитания личности позволило установить, что его сущность базируется на следующих принципах (по М.А. Бесовой) :

1. Принцип эстетики детской жизни и эстетической организации деятельности коллектива;

Умение создавать красоту в повседневной жизни не приходит к человеку само по себе, неизвестно откуда. Эту способность необходимо воспитывать с детства. Поэтому важно сделать красивым само детство: красивые яркие игрушки, нарядная, чистая одежда, эстетическое окружение - двор, школа, убранство дома, порядок и этикет в школе. Добрые отношения учителя и детей, детей друг с другом. Всё это создает эстетичную воспитывающую среду - важнейший фактор воспитания.

2. Принцип всеобщности и постоянства эстетического воспитания.

Этот принцип означает, что искусство (и эстетическое воспитание) должно воздействовать на детей во всех сферах жизни, во все возрастные периоды.

Всеобщность - значит для всех, способных и не способных, талантливых и обычных детей. Эстетическое воспитание рассчитано не на воспитание музыканта, поэта, художника, а на воспитание слушателя, зрителя, читателя.

3. Принцип единства эстетического и нравственного воспитания.

Первые нравственные представления и заповеди ребенок получает из произведений искусства: сказок, фильмов, спектаклей, песен, потешек. Оценивая поступки ребенка, взрослые часто используют эстетические категории: красиво - некрасиво. Таким образом, подчеркивая, что хороший, нравственный поступок - это еще не красивый поступок.

4. Принцип комплексного воздействия и взаимодействия различных видов искусства.

Все виды искусства обладают единой образной природой и тяготеют к взаимодействию.

Чем больше органов чувств участвуют в восприятии произведений искусства, тем более глубокое впечатление они производят. Музыка и живопись, поэзия и музыка, скульптура и музыка, живопись и литература, музыка и танец - все эти сочетания углубляют, обогащают друг друга, создавая целостное художественное впечатление. Поэтому, где можно, следует объединять разные виды искусства.

5. Принцип творческой самодеятельности школьников.

Каждый человек с детства стремится к самоутверждению. Лучший путь для этого - художественное творчество. Кроме того, ребенок, - активная личность, потому его нельзя рассматривать лишь как объект воздействия со стороны искусства, а его общение с искусством - лишь в созерцательном плане. Необходимо включать ребенка в активные занятия искусством, в творческую деятельность: в хоровое пение, рисование, лепку, танцы, спектакли школьного театра.

Сущность эстетического воспитания учащихся заключается в совершенствовании эстетической культуры личности. «Задача современного образования и воспитания, по мнению Е.В. Петушковой, - сформировать подлинных субъектов культуры мира с высоким творческим потенциалом в какой бы сфере деятельности воспитанники ни реализовывали себя».

1.2 Эстетическая воспитанность как результат эстетического воспитания

психологический педагогический воспитанность школьник

Современные требования общества к повышению эффективности эстетического воспитания учащихся обусловливают необходимость мониторинга качества данного процесса, осуществление педагогической диагностики его результативности. Анализ педагогической литературы показал, что при определении результативности воспитательного процесса ключевым понятием является «воспитанность».

Воспитанность - это степень соответствия личностного развития учащихся поставленной педагогами цели и результат воспитательного процесса .

Эстетическая воспитанность - результат, качественный показатель эффективности осуществления процесса эстетического воспитания .

Педагогам, занимающимся формированием эстетической воспитанности школьников, следует помнить, что в его основе лежит органическое единство развитых способностей, эстетического восприятия, эмоционального переживания, воображения, образного мышления, а также определенный запас художественно-эстетических впечатлений и представлений учащихся. Вместе с тем эстетическая воспитанность включает в себя и наличие эстетического вкуса, под которым понимается способность чувствования и оценки совершенного и несовершенного в искусстве и в жизни .

Применительно к младшему школьному возрасту понятие «эстетическая воспитанность» определяется как единство эстетических чувств, начальных представлений и понятий ребенка о прекрасном и безобразном, его ценностно-художественных ориентаций и проявление их в художественно-творческой деятельности и в поведении. Как отмечает С.А. Аничкин, «чем успешнее осуществляется эстетическое воспитание, тем выше уровень эстетической воспитанности младшего школьника» .

Таким образом, диагностика уровня сформированности эстетической воспитанности учащихся дает возможность степень соответствия реально достигнутого результата эстетического воспитания изначально поставленной цели и позволяет судить об эффективности данного процесса.

Данная категория рассматривается как цель и результат процесса эстетического воспитания личности. Так, по мнению Г.А. Петровой, эстетическая воспитанность учащихся «представляет собой сложное целостное единство, которое включает в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные качества эстетического сознания и эстетической деятельности .

По мнению исследователя С.Г. Корниенко, «структуру эстетической воспитанности можно представить в виде последовательной цепочки взаимообусловленных составляющих: потребность-мотив-знание (представления, понятия, факты) - суждение-убеждение (вкус) - действия - деятельность - поведение - привычка (пронизана эстетическим чувством)» .

О.П. Котикова и В.Г. Кухаронак в эстетической воспитанности личности выделяют следующие сущностные объекты: «развитие эмоциональной сферы личности, переда учащимся необходимых художественных знаний и развития их творческого потенциала» .

На основании теоретического материала можно сделать вывод, что эстетическая воспитанность личности, без сомнений имеет интегрированный характер. На основе нормативно-программных документов и педагогических исследований были выделены основные компоненты эстетической воспитанности младших школьников. Их структура имеет следующие элементы:

Øкогнитивный: эстетические представления и знания учащихся, (информированность) в области искусства;

Øэмоционально-побудительный: эстетическая направленность личности, интересы, склонности, предпочтения;

Øдеятельностный: практические умения и навыки эстетико предметной деятельности, проявление творческой активности.

Изучение степени сформированности этих компонентов позволяет судить об уровне эстетической воспитанности учащихся. (Табл. 1.1) [, 5 c. 24]

Когнитивный Эмоционально-побудительныйДеятельностный 1. Запас чувственных эстетических впечатлений и представлений о прекрасном и безобразном; 2. Наличие основ знаний об эстетически значимых предметах и явлениях, их качествах (звуковых, колористических, пластических и т.д.); 3. Понимание особенностей выразительных средств различных видов искусства; 4. Способность к аргументированному эстетическому суждению, оценке произведений искусства и явлений действительности (проявление эстетиче

  • Тема 4. Основы деятельности классного руководителя
  • 1. В таблице названы признаки коллектива. Охарактеризуйте их
  • 2. Обоснуйте воспитательное значение ученического коллектива
  • 3. Охарактеризуйте стадии (этапы) развития коллектива
  • 1. Раскройте сущность понятия «содержание воспитания»
  • 3. С целью формирования более полного и четкого представления о содержании направлений воспитательной работы составьте ряд ключевых терминов
  • 4. Сформулируйте задачи воспитания экологической культуры
  • 5. Для уточнения содержания эстетического воспитания дайте определение эстетического вкуса
  • Тема 7. Диагностика воспитанности
  • 1. Охарактеризуйте выделенные в теории педагогики критерии и показатели воспитанности:
  • 2. В табл. 1, 2 определены критерии гражданского воспитания в двух аспектах - воспитание патриота и культуры межнационального общения. Дополните список соответствующих показателей.
  • 3. Руководствуясь содержательными критериями, сделайте выводы о воспитанности школьников по их характеристикам:
  • 4. В соответствии с оценочными критериями оцените уровень воспитанности подростка в аспекте физической культуры как высокий, средний или низкий:
  • 6. Ознакомившись с методиками диагностики, содержащимися в разделе «Дополнительные материалы»:
  • Тема 8. Формы организации воспитательного процесса
  • 1. В чем заключается педагогическая ценность игры как особого вида деятельности детей?
  • 2. Напишите, какие условия необходимо соблюдать, для того чтобы игра выполняла воспитательную функцию:
  • 3. Назовите обязательные признаки шоу-технологии:
  • 4. Укажите отличия в организации состязательных форм воспитательной работы.
  • Тема 9. Методы воспитания
  • 1. Сформулируйте требования к применению метода примера, соблюдая которые, можно эффективно воздействовать на формирование сознания учащихся:
  • 2. Приведите примеры предъявления требований в разнообразных формах.
  • 3. Продемонстрируйте владение методами объяснения и рассказа на примере одной из актуальных для подростков тем.
  • 4. Составьте систему вопросов, в качестве подготовки к групповой беседе с подростками с целью формирования у них негативного отношения к вредным привычкам.
  • 5. Для освоения технологии организации диспута подготовьте программу диспута с подростками (или старшеклассниками) на актуальную для данного возраста тему и подберите соответствующую литературу.
  • 6. Опишите алгоритм применения похвалы:
  • 7. Составьте рекомендации для применения метода наказания.
  • Тема 10. Современные технологии воспитания
  • 1. Опишите содержание этапов (алгоритмов) традиционной технологии воспитательной работы:
  • 2. Обратившись к разделу «Дополнительные материалы» , раскройте содержание этапов (алгоритмов) технологии организации коллективной творческой деятельности:
  • 3. Обратившись к разделу «Дополнительные материалы» (??), охарактеризуйте компоненты технологии индивидуального рефлексивного воспитания, разработанной н.П. Капустиным:
  • 4. Раскройте ключевую идею технологии воспитания н.Е. Щурковой, ответив на вопросы:
  • 4. Сформулируйте задачи воспитания экологической культуры

    1. Формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях природы. Решение этой задачи предусматривает изучение самих предметов и явлений в природе, связей и отношений, которые существуют между ними.

    2. Формирование системы знаний об окружающем мире, обеспечение правильной ориентировки ребенка в мире.

    3. Развитие познавательной деятельности ребенка в процессе ознакомления с окружающим миром.

    5. Для уточнения содержания эстетического воспитания дайте определение эстетического вкуса

    Эстетический вкус - это система конкретных эмоциональных оценок явлений действительности и произведений искусства, складывающаяся у человека на основе его представлений о прекрасном и безобразном, о красоте и художественности.

    Выявите сущность и специфику художественного воспитания (в отличие от эстетического):

    Художественное воспитание - эстетическое развитие личности средствами искусства принято в педагогике называть художественным воспитанием. Формирует художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов.

    ____прекрасное____ и безобразное,

    трагическое и _____комическое___,

    ___возвышенное___ и низменное.

    6. Ознакомившись с содержанием приоритетных стратегий воспитания, рассмотрите правомерность и целесообразность реализации комплексного подхода к определению содержания воспитания

    Например, каким образом «сочетаются», «переплетаются», «складываются» различные направления воспитательной работы при организации следующих дел:

    а) в конце апреля уборка и благоустройство учащимися пришкольного участка: личностный - самосознание; ценностный - нравственность; деятельностный - трудолюбие, экологическая направленность.

    б) подготовка и показ школьниками кукольного спектакля по мотивам сказок Г.Х. Андерсена и Ш. Перро для детей детского дома: гуманистический, художественно-эстетический, комплексный, духовно-нравственный.

    в) ко Дню именинника девочки приготовили для одноклассников следующие холодные закуски: культурологический, деятельностный, ценностный, комплексный.

    Тема 7. Диагностика воспитанности

    1. Охарактеризуйте выделенные в теории педагогики критерии и показатели воспитанности:

    внешние - связаны с проявлением результатов воспитания во внешней форме, - суждениях, оценках, поступках, действиях личности;

    внутренние - связаны с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, - мотивами, убеждениями, планами, ориентациями;

    оценочные - с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества, отражают конкретные задачи воспитательного процесса;

    «жесткие» - в педагогике используются сравнительно мало. К ним относятся важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи: число совершаемых правонарушений и тенденции их изменения; число молодых людей отбывающих наказание за совершенные преступления; число разводов и распавшихся семей; число детей, брошенных молодыми родителями; темпы распространения пьянства, курения, наркомании среди молодежи и другие показатели;

    «мягкие» - применяются для характеристики школьного воспитания, помогают воспитателям получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникать в глубь, надежно диагностировать скрытые качества.

    "