Праздничный портал - Holidaylink
Поиск по сайту

Нужен клад лад коли не семье. Классный час «На что и клад, коли в семье лад». Смотреть что такое "На что и клад, коли в семье лад." в других словарях

Не надобен клад, коли в семье лад.
Все мы в детстве мечтаем.
Мечтаем о счастье.
Счастье каждый представляет себе по-разному.
Одно у всех обязательно. Рядом должна быть мама. Самая моя, моя…
Рядом должен быть папа. Мой самый, самый…
И мы должны быть вместе.
А потом уж полёт на Луну, постройка дома на старом дубе, сплав на плотике через огромную лужу во дворе.
И, согласитесь, очень важно знать, что мама и папа любят друг друга и, конечно, меня.
Правда?
Мама, папа и я. Это на самом деле очень важно. Это старт на всю жизнь.
Старт уверенный, хранящий по жизни, либо это образ того, как я не хочу, чтобы было.
Где больно: слёзы, обиды и разочарования.
Что же делать? К сожалению, не всем довелось родиться в ладной семье.
Здесь важно сделать свой выбор и жить так, как хочется, по Душе, даже если в багаже тяжелый груз из непониманий, взаимных упрёков, холодности и отчуждённости…

А пока хочется понять, что это за слово такое волшебное «ЛАД»?
Почему издревле он так ценился? Что такое ладная семья?
«Не надобен клад, коли в семье лад», читаю я собранную Владимиром Далем стародавнюю русскую поговорку.
Лад в семье, как соль на столе. Когда есть, всё ладно.
А вот когда его нет, жизнь теряет яркие краски, охота жить теряется, дела не идут, болезни приходят, несчастья случаются…
Потому как в Ладу живущий силы свои сберегает, они при нём. Не растрачивает он их попусту на «вчерашний день»: обидки, мщения, брань и разборки. А эти вещи у нас ой как много силы отнимают.
У ладного человека в Душе мир, не теряет он ясность и разумность. От этого и дела идут споро и легко, всем на удивление.
В ладу живущий достигает своих мечтаний, у него много сил творить.
Это к-РА-сивые люди (солнечные), их видно. Своей любви в них много, великодушия, и несут они это светом в мир.
Лад в семье - это лад «семи -я», сложенный из лада в душах каждого в семье.
Ладные семьи - костяк сильных Родов.
Дети в ладных семьях сильные и крепкие Духом рождаются.
А старшие поколения с младшими непрерывной нитью ЛАДА соединены. И в старости благодарную любовь детей и внуков родители видят.
С древнерусского «ЛАД» значит «согласие», а ещё точнее «взаимодействие».
Очень много в этих словах. Это умение слышать друг друга, умение договариваться, умение сотрудничать, работать так, чтобы каждому было радостно, и дело делалось так, как надо, как задумано, то есть ладом.
У Даля читаю: «Ладом» - «порядком, толком, путём, дельно».
Слово «Лад» значит ещё «любовь».
Ладо, Лада называли так суженого, супруга.
Ладушкой называли любимую.
«Лады всего дороже», «Ладый мой, не жури меня».
От слов этих бережность идет, нежность, уважение и чистота.
Ладная семья обережный свой круг имеет для каждого в семье. Этот круг от недобрых людей или завистливого взгляда убережёт. Потому, что внутри чисто, между собой доверие и ясность.
Слово «Лад» вбирает в себя целые миры устроения жизни, такой жизни, где люди подобны Богам, возможно потому, что произошло от имени славянской богини Лады.
Богиня Лада - это Мать Мира, женская ипостась бога Рода, супруга Сварога.
Лада хранит семьи, благоприятствует чадородию, оберегает людей от гнева других богов.
Многие века помогала она людям сохранять Жизнь на земле, радостно трудиться и продлевать свои Роды.
Прекрасно, что эти слова сохранились в русском языке, донеся до нас уклад жизни предков наших.
И хочется, чтобы больше на Свете было счастливых семей.
В школе ЛАДа мы проводим семинары на тему ладных семейных отношений, показываем тесную взаимосвязь отношений в семье и здоровья домочадцев.
По вопросам семейных отношений вы можете писать нам на эл. адрес.

На что и клад, коли в семье лад

Если обратиться к кладовой народной мудрости, которая нам досталась в наследство от предков, то там мы обнаружим ряд прекрасных пословиц о деревьях. Например, «Корнями древо сильно». Подразумевается, что когда у дерева есть корни, то в нем есть и сила. Известно, что в отличие от деревьев со слабой корневой системой дерево с мощными корнями успешно выживает в неблагоприятных условиях — во время ураганов и снегопадов, при сильных заморозках и ветре.

Из корней в ствол и крону дерева поступают соки, которые позволяют ему расти вширь и ввысь, стремиться кроной к солнышку, и в этом ему никто не может помешать. Предки по этому поводу говорили: «Как не гнети дерево, оно все вверх растет».

Благодаря корням на деревьях созревают семена и плоды, от которых при попадании в добрую землю произрастает новая жизнь — побеги молодых деревьев. Очевидно, что бревно без корней и кроны или же неправильное посаженное дерево не могут «рожать» другие деревья. Потому: «Не сади дерева корнем кверху».

Любое дерево начинает свою жизнь с семени, попавшего в почву. Притом само малое семечко изначально содержит в себе всю подробную информацию о будущем большом дереве. Причем, каково семя, таково и дерево. Потому и говорили «От осины не родятся апельсины».

Последнее изречение относится также в переносном смысле и к роду, внутри которого все родственные взаимосвязи можно образно представить в виде большого разветвленного Древа. По такому типу строятся как раз Родословные (генеалогические) деревья. Более точно данную мысль передает пословица: «Какое дерево, такой и клин; каков батька, таков и сын». Или же «какова матка, таковы и детки». И тут нечего добавить.

Еще предки говорили: «Где одному не справиться, там род поддержит». И это было непреложной истиной, поскольку на Руси всегда с малых лет всем сородичам прививались, и высоко ценились взаимопомощь и взаимовыручка. Отец и мать стояли насмерть за своих детей, брат не щадя живота своего стоял за братьев и сестер своих... Потому еще добавляли: «Русский человек без родни не живет». Родственники всегда приходили на помощь в любой беде, без этого было не выжить. Тогда выражение «все за одного и один за всех» произносилось не ради красного словца, а обладало вполне конкретным обязательным к исполнению для всех родичей содержанием.

К родителям и старикам было особое почтение. Говорилось: «Кто родителей почитает, тот навеки не погибает». Или: «Живы родители-почитай, умерли-поминай». Без благословения представителей старших поколений ни одно серьезное дело не начиналось. Вспоминается: «Родительское благословение на воде не тонет, и на огне не горит».

Верно подмечалось предками: «Семейная жизнь что кипящий котел». Потому и придавалось большое значение тому, чтобы в роду и семье царили согласие и взаимопонимание. По этому поводу до нас дошло множество пословиц. Приведем одну из них: «На что и клад, коли в семье лад». Притом: «Муж-голова, а жена-сердце».

Всегда помнили и о детях: «С детьми содом, а без детей могила». Или: «Малы детушки-что часты звездочки: и светят, и радуют в темну ноченьку». Мудро подмечали: «У кого детей много, тот не забыт Богом».

За каждым из подобных изречений стоит древняя культура семейно-родовых отношений, бытовавших ранее в славянских землях. Данная культура основывалась на глубочайших знаниях Бога, Вселенной, общества и людей. Пришло время возрождать полезное, но забытое.

К сожалению, нередко можно слышать такое объяснение происхождение этого слова: якобы здесь закрепилось сочетание числительного 7 и личного местоимения Я. То есть семья - это «семь членов семьи и я - как глава семейства». Но сразу скажем, что это наивное и неверное объяснение и, прежде всего потому, что это слово, если оно содержало бы в себе числительное 7 и личное местоимение я, то оно бы и писалось, и произносилось иначе, так как в древнерусском языке было числительное седмь, а не семь, а личное местоимение было азъ, а не я.

Но что же тогда значит это слово - семья? Здесь выделяется корень - сЬмь. Но ещё раз повторю, что это не числительное. Этим словом сЬмь в глубокой древности славяне называли «личность», и в таком случае собирательное имя, образованное от этого корня, будет сЬмиа, сЬмья. Профессор Б.А. Ларин, сопоставляя это слово с данными некоторых других родственных языков, в частности, балтийских (с литовским и с латышским), считал, что древнейшее значение у него было «большая семья, в которую входили родственники», другими словами - только «свои». И это было наследием родо-племенной эпохи. Со временем, постепенно стал увеличиваться круг «своих», но это увеличение шло не только за счёт друзей и близких родственников, здесь также оказали влияние и хозяйственные связи, в результате этого «чужие» постепенно стали восприниматься как «свои». Именно так и появилось новое значение у слова семья: «хозяйственный коллектив, состоящий из лиц родственных и неродственных», то есть семья - это «все, живущие в доме, живущие под одной крышей, в том числе и слуги, рабы». И в этом нет ничего удивительного или странного, то есть со временем все люди, живущие в одном месте и занимающиеся общим трудом, стали восприниматься как одна большая семья.

Заметим попутно, что в старину существовало слово сЬминъ (с суффиксом единичности -инъ). Так называли раба. И этот пример красноречиво свидетельствует о том, что сЬмия включала в себя не только родственников, но и челядь, слуг, рабов.

В древнерусском языке это новое значение у слова семья можно обнаружить во многих памятниках письменности. Приведём такой пример, относящийся к 1660 году из Актов Московского государства):

«Взяли его Стеньку въ полонъ татаровя съ женою и съ дЬтьми и со своею семьёю, а взято у него изъ одного дому въ полонъ 10 человЬкъ».

Другой пример мы приведём из Книг расходных Болдина монастыря (1585-1589):

«Купили три пуды соли въ вотчину на семью на домашнюю и для прИбыльныхъ дЬловыхъ наёмных людей ко жниву и къ сЬнокосу».

Но, оказывается, в разговорной русской речи средних (а потом и высших) сословий у слова семья появляется ещё одно - уже переносное значение - «жена». В Актах Михайло-Архангельского монастыря города Великого Устюга находим сведения о вкладчиках, и об одном из них записано так:

«Дал вкладу… Климентий Еутропьевъ сынъ ТропИна за себя да за дЬтей своихъ - за сына за Матфея да за Исаию да за Ивана да за семью свою Матрёну да за дочерь за Олёну за здравье поминати… полчетвертатцать рублёвъ». Это значение слова семья сохранилось в некоторых русских народных говорах и было зафиксировано, например, в песнях и в былинах. Мы приведём пример из одной былины, записанной Гильфердингом на реке Онеге (Онежские былины, записанные Гильфердингом. СПб., 1873, с. 29):

Здравствуешь Добрыня сын Никитич,

Со своею да с любимой семьёй,

С той было Маринушкой Кайдальевной.

Итак, мы сегодня рассматриваем историю слова семья. Современное значение этого слова в русском языке отличается от того, которое было у него в прошлые века. В старину семьёй называли «большой хозяйственный коллектив из лиц родственных и неродственных, в том числе и прислуги». Другими словами, семья - это все те, кто садился за один общий стол. Но, как отмечает петербургский профессор В.В.Колесов, «в деловом языке Древней Руси до начала пятнадцатого века слово семья уже стало употребляться и в новом значении «группа близких родственников (муж, жена, родители, дети)», то есть уже без челяди в её составе. В наше время это слово мы употребляем именно в этом значении.

Для русского человека семья изначально представляет собой единство всех её членов, прежде всего - единство мужа и жены. И не случайно это единство мужа и жены называют иногда ещё союзом двух любящих сердец. И я думаю, что это определение тоже будет верным, то есть это союз таких сердец, которые могут понимать и прощать, терпеть и смиряться друг перед другом, чего, к сожалению, так не хватает многим современным молодым людям, которые думают создавать семью, создают её и не могут её удержать, и она распадается, потому что нет в этом союзе истинной любви - всепрощающей, милостивой, снисходительной. И это истинное, первоначальное понятие семьи как единства всех её членов, удивительным образом закрепилось во множестве русских народных пословиц и поговорок. Мы приведём некоторые из них:

- на что клад, когда в семье лад -

- семейное согласие всего дороже.

- Муж с женой, что вода с мукой: сболтать сболтаешь, а разболать - не разболтаешь.

- мир в семье женой держится, потому что «чем умнее жена, тем сильнее семья».

А о неразрывном союзе мужа и жены говорится ещё так: куда иголка, туда и нитка. Также в народе говорили:

- хозяин в доме - всему голова

Но тут же народ русский с усмешкой подмечал:

Муж говорит: я - глава, а жена - я шея, куда захочу, туда голову верчу.

- Чего жена не любит, того мужу не едать.

А когда в семье появляются дети, то это уже - союз нескольких любящих сердец, где «все за одного, а один за всех». О дружной семье так говорили - «Согласную семью и горе не берёт».

Но известны и другие пословицы и поговорки:

- дом с детьми - базар, а без детей - могила

- дети не в тягость, но в радость

- кукушка о том и кукует, что своего гнезда нет.

- детки - радость, детки - горе.

- малые детки - малые бедки…

Отметим и такие народные пословицы и поговорки, которые звучат очень современно:

- не та мать, что родила, а которая вырастила

- не тот батька, кто родил, а тот, кто уму-разуму научил

Народ русский прекрасно понимал, что воспитывать детей надо спокойно, с умом, но при этом не потакать их лени, не дать развиться в них грубости. И в этом случае можно привести такие поговорки:

- крутью ничего не сделаешь

- на битой дороге трава не растёт

- круто не вороти, как бы оглобли не сломать

- кто детям потакает, тот сам плачет (или - поплачет)

- масляная головушка (то есть избалованный ребёнок) - отцу-матери не кормилец

- от плохого семени не жди доброго племени

Народ русский как особую статью выделял воспитание в детях уважение и почтение к старшим. Это и есть та связь поколений, без которой не живёт не один народ. К величайшему сожалению, эта связь поколений в наше время слабеет. А в старину об этом так говорили:

- подсади деда на печь, тебя внуки подсадят.

Мудрое народное воспитание прежде всего, было нацелено на воспитание человека с крепкими нравственными устоями. То есть ребёнок должен научиться не только понимать, что такое добро и зло, но он должен уметь их различать, он должен понимать, что такое жить и поступать по совести, а не наперекор своей совести. А что значит слово - воспитание? Что понимали русские люди под этим словом?

Ясно, что существительное воспитание образовано от глагола ВОСПИТАТЬ, который употребляется в значении “вырастить детей, дав им образование, привив какие-либо навыки, правила поведения”. Но воспитать или воспитывать - это ещё “путём систематического воздействия сформировать чей-либо характер и какие-либо качества”. Именно такое значение глагола воспитать приводится в толковом словаре русского языка, но исторически значение у этого слова, оказывается, было иным. И на это указывает корень слова - ПИТАТЬ. Он показывает, что в древности у глагола ВОСПИТАТЬ значение было - «вскормить». Любопытно то, что это древнее значение глагола воспитать сохраняется в существительном воспитатель, которое образовано от него. И совсем не случайно в наше время работники детских домов, детских садов называются ВОСПИТАТЕЛЯМИ, то есть буквально «кормильцами», так как в их обязанности входит забота и о питании детей, и о их прогулках, и о сне…

Но любопытно ещё и то, что с этими словами воспитать, воспитание, воспитатель связаны и такие слова, как наказать, наказывать. Сейчас они по своему значению никак не связаны, а в старину связь такая была. То есть слово наказание употреблялось в значении “учение, наставление, вразумление”. И что важно отметить, в старину учение и наставление детей и юношества достигалось чаще всего не “мерами воздействия”, а прежде всего, как это можно судить по значению корневой части слова наказать, “сказыванием” (то есть говорением), а также и “показом”, то есть примером со стороны того, кто наказывал, кто наставлял. И здесь уместно будет привести все однокоренные слова по отношению к слову наказание. Это - сказать, показать, сказание, показание, сказка, показ, приказ, указ, наказ. Как видим, здесь изначально вообще нет никакого намёка на “кару”, она, кара, как метод воспитания появится у слова наказание значительно позднее.

И ещё отметим, что от этого глагола НАКАЗАТЬ, который в древнерусском языке употреблялся в значении - “учить”, «поучать», было образовано существительное НАКАЗАТЕЛЬ, что значило “учитель”. И в старину считалось, что самым первым наказателем детей должен был быть отец. Вот как об этом говорится в “Пчеле” - это древнерусский сборник поучений и кратких изречений, составленный в конце четырнадцатого века:

Когда же детей не учат целомудрию и обязательным вещам, то это не отцы, а детоубийцы. И даже хуже, потому что убийца убивает тело, а эти - убивают душу.

Можно привести ещё несколько советов из этого древнерусского сборника, которые адресованы прежде всего родителям:

- Стремись оставить детей обученными, нежели богатыми.

- Первое, чему учат детей, - говорить правду.

- Как печать отпечатывается в мягком воске, так и учение мудрых в малых детях оставляет след.

Кстати говоря, этому же учит довольно известная русская пословица:

Учи дитя, пока оно поперёк лавки лежит (то есть учи тогда, когда ребёнок ещё мал).

Вернёмся к слову наказание. В древнерусском языке оно было многозначным. Так называли не только обучение какому-либо ремеслу, сюда входила и общая образованность, и правила поведения: то есть как нужно ходить и говорить, как одеваться, как сидеть и стоять. Конечно, они отличаются от наших, современных правил поведения, потому что они были связаны с древнерусскими нравами и обычаями, многие из которых давно ушли из нашего обихода. И ещё в Древней Руси было “наказание книжное”. В том же сборнике “Пчела” приведено очень много советов, как нужно наказывать, то есть учить премудрости книжной. И они, нужно отметить, совершенно не изменились и можно даже подумать, что составлены в наше время. Мы приведём некоторые советы:

- Наказывая, то есть наставляя ученика, не надо гневаться, впадать в ярость: как же можно вразумить другого, если сам себя ведёшь неразумно?

- Лучше научить, чем ругать. Первое - кротко и любо, второе - жестоко; первое - исправляет ошибающихся, а второе - оскорбляет.

Не так давно мне в руки попала замечательная книга - «Женская Оптина. Материалы к летописи Борисо-Глебского женского Аносина монастыря»

(М., 2005). Она замечательна, конечно, тем, что в ней подробно раскрывается уникальная история создания этой женской обители княгиней Евдокией (или как её называли - Авдотьей) Николаевной Мещерской, впоследствии игуменией Евгенией. Но более всего в этой книге мне запомнилась воспитательная программа, так её можно назвать, которую создала Евдокия Николаевна Мещеркая, оставшись вдовою и воспитывая свою единственную и горячо любимую дочь Анастасию. И она создала эту программу в исконно русских православных традициях. В ней, как это редко бывает, совсем нет сухой нравоучительности, она удивительно проста и в то же самое время оригинальна. И представлена она в форме писем любящей матери (ещё не монахини) к подрастающей своей дочери, княжне Анастасии. И вот перед нами эти удивительные по своему содержанию письма, они озаглавлены так: «Беседы с моей дочерью». Я приведу отрывки из них.

Своё первое письмо, написанное в толстой тетради, она вручила дочери в тот день, когда той исполнилось десять лет. Конечно, здесь не стоит забывать, что эти письма написаны в стиле девятнадцатого века, но удивительно то, что они очень современны, они во многом не устарели, как не устаревают в народе представления о добре и зле, о справедливости и о несправедливости. Я надеюсь, что кому-то эти советы могут пригодиться и сейчас…

Итак, первое письмо княгини Мещерской к своей десятилетней дочери:

«…Наступило для тебя время, любезное дитя моё, все свои действия проверять умом; совершённое детство миновало, ты вступаешь в тот возраст, где должна приготовлять себя быть истинно стоящей названия человека, так отлично от прочих тварей сотворённого, одарённого душою и разумом…»

Я не могу удержаться, чтобы не прокомментировать сказанное княгиней Мещерской. Многим из нас, наверное, удивительным кажется то, что обращаясь к своей десятилетней дочери, она пишет: «совершенное детство (твоё) миновало, и ты вступаешь в (разумный) возраст человека…» А ведь сейчас довольно часто можно слышать совсем другое, то есть когда пятнадцатилетнего и даже семнадцатилетнего подростка называют - «мой ребёнок»! И при этом, выгораживая его за какие-то проступки, говорят, например, так: «мой ребёнок этого сказать не мог», или - «мой ребёнок не такой, как все». Конечно, для каждой матери все её дети остаются детьми. И даже если этим детям уже и 40, и 50 лет, они всё равно для неё - дети. Но я сейчас говорю о другом: нельзя подростка всё время называть ребёнком, потому что он так и будет себя вести, то есть прежде всего - безответственно по отношению и к себе, и по отношению к своим близким.

Но княгиня Мещерская была, видимо, прирождённым педагогом, она прекрасно понимала, как важно в ребёнке заложить всё то, что ему необходимо не просто в жизни, а прежде всего в семейной жизни. И на протяжении шести лет она вела свои воспитательные беседы со своей дочерью.

И в первом письме она так ещё пишет:

«… о многом доселе я не рассуждала с тобою; теперь же, когда ты ещё не достигла полного развития телесного, а потому и умственного, но уже уклоняешься от детства и вступаешь в возраст, где всё должно делаться разумно, принимаю на себя труд, желая душевно видеть тебя благополучной и любя тебя нежно, рассуждать с тобою и указать тебе, как отныне ты должна себя вести. Ты дашь веру моим словам, ибо убеждена, что никто так внимательно не следит за твоими поступками, как твоя мать, что весьма естественно, ибо никто не может наравне с твоей матерью столь истинно утешаться твоим добрым поведением и столь много огорчаться худым. Это убеждение вменяет тебе в обязанность всегда повиноваться воле моей и следовать моим искренним советам.

Начальным пунктом своих рассуждений возьмём тот, который всего важнее для человека. Знаю, любезное дитя моё, что ты сердечно любишь Творца, сознаёшь перед Ним ничтожество и свою зависимость от Него. Доселе я приучала тебя только любить и чтить Его, теперь прибавлю: чтобы достойно любить Его, надо мыслить. Рассуждая о видимых вещах неба и земли, познаёшь и величие и благость Божию и, видя во всём удивительный порядок, пожелаешь и сама находиться во всегдашнем порядке.

Держись неуклонно нашего христианского закона (учения), который предписывает смирение, кротость, послушание, искренность, соучастие к ближним как в радостях, так и в печалях, обходительность с каждым, трудолюбие; учись избегать гордости и тщеславия, но не быть льстивой, говорить разумно, но не употреблять ума на то, чтобы говорить чего не чувствуешь (это было бы гнусное притворство), соблюдать во всём благопристойность и скромность, столь любезные в человеке, наипаче в женщине. Вот чему научает благий закон наш, столь приятный для благомыслящего человека!

Люби отечество своё и верховную власть… По твоим летам довольно и сего, тебе сказанного. Впредь будем рассуждать пространнее, как велики и в чём именно заключаются твои обязанности к отечеству.

По воле Божией лишилась ты отца своего. Ты всегда должна вспоминать о нём с любовью и уважением, но без ропота и особого огорчения: мы все родимся и все умираем, и Бог настолько ещё к тебе милостив, что оставил тебе мать, которая нежно тебя любит и заботится о твоём благополучии с самого рождения твоего.

Знаю, что ты меня любишь, любезная дочь моя, но помимо любви ты обязана иметь ко мне уважение и воздавать мне его как внутренно, так и наружно.

Люби родственников своих. Кто из них к тебе милостив, умей быть благодарной. Кто холоден и невнимателен, не досадуй и не огорчайся, но надейся, что постоянным вниманием и покорностью заслужишь и его любовь. В молодости заслуживай благоволение старших, чтобы, когда состаришься сама и делами своими заслужишь уважение, искали бы и твоей благосклонности.

Люби и уважай приятелей и знакомых твоей матери. Примечай, кем мать твоя короче и искреннее обходится, в тех и ты ищи любви к себе и внимания, но и с прочими будь вежлива и учтива…

Уважай власть наставницы, тебе данной, и изъявляй своё уважение к ней послушанием и вежливостью.

С товарищами твоих лет будь ласкова и обходительна, но не болтлива. Повторяю: скромность есть лучшее украшение женщины.

Ты родилась в классе людей, имеющих подчинённых, обходись с ними кротко и милостиво, но отнюдь не фамильярно.

Желая видеть тебя соблюдающей во всём порядок и дабы ввести тебя в оный и приучить к хозяйственному употреблению вещей, отделяю особую комнату, в которой помещу всё для тебя нужное. У тебя будет своя прислуга, и я дам тебе несколько денег, чтобы ты с сего дня располагала своею собственностью по своему усмотрению. Я не вмешаюсь в твои распоряжения, а буду дожидать твоего донесения и тогда сделаю тебе свои замечания. Но так как ты по сие время собственности не имела и никогда ничем не располагала, то считаю своею обязанностью сказать тебе несколько слов, после которых и мысли и действуй уже сама.

В комнате найдёшь два шкафа: в одном - твои книги, бумага для письма, карандаш, ящик с чернильницей и прибором к ней, ящик с красками, деньги и всему этому реестр; в другом - твои платья, твоё бельё, ящик с лентами и другими мелочами и также всему опись. Куда что употребишь, отметь в записке. Что будет худо, к делу не годно, мне доложи, я заменю другим.

Найдёшь стол рукодельный, стол или бюро для письма и рисования, стол туалетный со всем, что нужно для одевания. Что откуда вынешь, опять на своё место положи, ими поставь, дабы не терять время в бесполезном отыскивании вещей, в чём ты доселе слишком много упражнялась.

В своей комнатке найдёшь ты принадлежащие тебе часы, их прислала тебе в подарок бабушка твоя Пелагея Денисовна. Любя тебя много, она и подарок тебе такой прислала - часы, дабы оные напоминали тебе, что время, напрасно потерянное, уже не возвращается: часы бегут вперёд, а не назад.

Деньгами располагай на твои мелкие нужды; но помни, дочь, читанную тобою повесть «Свистон». Надо уметь отказывать себе иногда в своих желаниях, дабы уберечь деньги на нужное и на пособие бедному и страждущему человеку.

Прислуга твоя: Настасья и Сашка. Когда будешь им приказывать что, прежде подумай, а, подумав и приказав, держи себя с ними так, чтобы они твои приказания выполняли.

Наблюдай, чтобы комната и всё в ней находящееся содержалось в чистоте и опрятности…»

Напомню, что это своё первое письмо княгиня Авдотья Мещерская вручила своей дочери в день её рождения (20 июня 1806 года), когда той исполнилось 10 лет. Целый год она наблюдала за дочерью и потом написала свои замечания: «В чём поступалось хорошо и в чём худо, вопреки советам матери, и что отдалило на некоторое ещё время усовершенствования рассудка и характера».

Свои письма-беседы Е.Н.Мещерская писала дочери своей каждый год, на протяжении шести лет. В них мы найдём разного рода советы, например, она поясняет, для чего нужно заниматься рукоделием:

«…для женщины рукоделие необходимое занятие. Оно бывает ей нужно в бедности, в которой человек, какое бы он ни имел состояние, находиться может; или же как удовольствие, ибо случается работать для любезных нам людей, в знак памятования о них, и для себя, в дом (свой труд всегда приятнее иметь на глазах, нежели чужой), или ещё когда находишься в таком состоянии здоровья, что не можешь ни читать, ни рассуждать, - сие часто бывает с людьми слабого здоровья, - тогда, чтобы не быть в праздности, занимаешь себя каким-либо рукоделием, и время проходит не так скорбно…»

В этих письмах встречаются и советы-рассуждения:

«… На взаимных отношениях родителей к детям и детей к родителям зиждется не только семейное, частное благополучие, но и государственное, общественное…

…дети, выполняя из любви и послушания приказания своих родителей, трудятся сами для себя, в свою пользу, ибо, делаясь такими, какими их желают видеть родители, усвояют себе кротость, покорность, терпение, прилежание к труду, любовь порядка, строгость к себе самим и снисходительность к другим, сердолюбие, приветливость к подчинённым, уважение к властям, бережливость, которая никогда не переходит в скупость. Бережливость, удерживая человека от пустой роскоши, даст ему возможность оказывать постоянное пособие нуждающимся ближним, скупость же заглушает все чувства любви в душе, делает её чёрствою.

Семейства, на которые я указываю, несомненно счастливы, а так как они составляют часть государства, то своим счастием частным содействуют и общему благополучию. Это несомненно, ибо, утвердясь в поименованных мною христианских правилах, ты будешь хорошая дочь, хорошая супруга, хорошая госпожа, хорошая хозяйка, хорошая родная, хорошая знакомая…

Помни, дочь моя, что ты обязана обществу отчётом в твоём поведении, ибо, нарушая одну из своих обязанностей, ты не только своё собственное или семейное разрушаешь благополучие, но посягаешь и на общественное…

…но пока человек ещё дитя и потому рассудок его слаб и нуждается в руководстве, кто же может быть для него руководителем более надёжным отца или матери?…

…иногда приказы твоей матери не нравятся, потому что идут вразрез твоим желаниям, иногда кажутся излишне строгими, - не доверяй себе: Бог дал покровителей в их родителях…

… не о красоте своей должна думать женщина, а чтобы всё, что на ней надето, было во весь день чисто и опрятно…

… тебя ожидает семейная жизнь, ты призвана заимствовать счастие от того семейства, к которому будешь некогда принадлежать, а также и доставлять ему оное. Питаю себя лестною надеждою, что кротостью, послушанием, ровностию характера ты действительно не возмутишь семейного спокойствия, но, чтобы быть довольной собою и чтобы тобою другие были довольны, нужно ещё иметь те качества, о которых я говорила выше: знание своих обязанностей как в отношении своих семейных, так и общества…

… муж хозяйки бережливой и распорядительной имеет возможность заниматься делами более важными, чем домашние, ибо знает, что, возвращаясь домой, найдёт всё приготовленным, что его нежная жена не пустая и расточительная женщина, что она помнит свои обязанности, вовремя всё припасает, всё держит в порядке, всему ведёт счёт, чрез что оба, собирая общими трудами, живут в приятном довольстве и, избегая пустой роскоши и великолепия, вполне располагают необходимыми средствами для воспитания своих детей, на своё и домашних своих приличное содержание и на удовольствие, ни с каким другим не сравнимое, помогать ближнему в его нуждах…

Женщина же мотовка, щеголиха, часто отлучающаяся из дома своего для химерического рассеяния, способна расстроить одна самое лучшее состояние и разорить своё семейство…

Расход денежный, который сама ведёшь и своевременно вносишь в книгу, уже научает тебя ограничивать свои желания, чтобы в конце года не войти в долги… Следует всячески избегать долгов. Лучше себе отказать не только в прихоти, но даже в нужном, чем войти в долг….

Позднее, в одной из своих бесед, княгиня Е.Н.Мещерская ещё так пишет о расходовании карманных денег…..

« …только обращу твоё внимание на расход истекшего года, из которого явствует, что много лишнего было принесено в жертву малодушию, почему и не достало денег на священнейшую для всех нас обязанность: нашими избытками помогать ближнему, который, м.б., нуждается в необходимом в то самое время, как мы роскошествуем и прихотничаем…»

Удивительно это читать, потому что в двадцатом веке нам было навязано представление, что наша русская знать только и делала, что танцевала и веселилась да ездила по Парижам. Но это было не так. И только один этот пример показывает, что дворянских детей приучали не просто к рачительности и разумному расходованию денег, но приучали видеть, что рядом живут те, кому нужна их помощь.

И вот такие письма-беседы посылались дочери целых шесть лет, то есть каждый год, в день рождения своей дочери, княгиня Е.Н. Мещерская передавала ей очередную беседу-наставление и при этом под предыдущей беседой приводила свои замечания относительно того, какие черты характера надо бы дочери исправлять, какие поступки ей не понравились, а какие заслуживают одобрения. И ещё она отмечает, как её дочь (правильно или неправильно) ведёт своё маленькое хозяйство, справляется ли с прислугой, как расходует (разумно или нет) свои деньги…

И вот последнее письмо. Оно адресовано уже шестнадцатилетней дочери:

«… Приятно мне, любезнейшая дочь, встречать дни твоего рождения. Ныне тебе минуло шестнадцать лет! С самого младенчества твоего и во всё время, пока ты росла, я получала от тебя несравненно более радости, чем огорчения…

… С каждым годом я любила тебя всё более, ибо покорность и кротость были твоими постоянными сотоварищами. Я стала надеяться, что, когда достигнешь того возраста, в котором находишься теперь, ты будешь для меня источником многих радостей. Ожидания мои сбылись на самом деле. Я имею в тебе добрую дочь, ибо сама была для тебя доброю и нежной матерью и посеяла в тебе семена счастия. Продолжай, любезная дочь, во всех случаях жизни руководствоваться страхом Божиим, своею совестью и советами твоей матери…

И, действительно, дочь княгини Евдокии Николаевны Мещерской была образцом не просто женщины-христианки, она была любящей женой (она вышла замуж в семнадцать лет), прекрасной матерью своих многочисленных детей. Она была счастлива в семейной жизни, к которой её готовила мать. И все, кто имел счастье встречаться в Анастасией Борисовной Мещерской-Озеровой, вспоминали о ней именно как о прекрасной и светлой личности. Интересно то, что одна из её дочерей, уже внучка княгини Е.Н. Мещерской, стала монахиней и даже настоятельницей того самого Аносина монастыря, который основала её бабушка. И это удивительный случай: бабушка, а потом внучка - игумении одной и той же обители…

Прочитав письма княгини Е.Н.Мещерской, адресованные её подрастающей дочери, я невольно поймала себя на мысли: а можно ли себе представить современную мать, которая пишет подобное письмо-наставление своей десятилетней дочери? Я сомневаюсь в этом, потому что современные тридцати-сорокалетние мамы позволяют своим детям (особенно девочкам) вещи просто непозволительные. И очень скоро они начинают понимать свои ошибки, но порой поправить их уже нельзя, потому что порок въелся в душу девочки так глубоко, что изгнать его оттуда уже нет никакой силы…

По моему глубокому убеждению, мы сейчас должны говорить - и очень серьёзно - не только о воспитании наших детей, но и о воспитании, как это ни странно звучит, самих родителей, потому что то новое поколение родителей, которое мы сейчас видим, оно не научено, оно не приучено, к сожалению, к родительскому делу. Они, родители, только умеют кричать, наказывать, где-то, наверное, ещё и бьют детей, но при этом - что очень странно - всячески оберегают их от всего и вся, а потом, конечно же, не могут справиться с ними. Не могут справиться уже в десяти-одиннадцати-двенадцатилетнем возрасте, а что говорить о шестнадцатилетних и о семнадцатилетних подростках? Как рассказывала мне недавно одна учительница, девочка двенадцати лет приходит в школу на занятия с макияжем, то есть с полной раскраской, которую она видит каждый день на своей матери и, естественно, её повторяет. И когда учительница звонит этой маме и взволнованным голосом ей говорит, что вот, мол, девочка ваша пришла в школу с маникюром и с накрашенными ресницами, на что мама этой двенадцатилетлетней девочки спокойно отвечает: «Ну, и что? Она у меня и дома так ходит!» А когда эта девочка через год-другой будет в Интернете искать встречи с мальчиком (и не с одним), а потом будет ездить встречаться с ними, то мама эта начнёт не плакать даже, а рыдать, но девочка её уже не услышит и даже не захочет слышать. Вот это и есть современное воспитание, когда детям потакают, когда им разрешается всё и вся.

И когда не выполняется детский каприз, то современные дети готовы идти даже на самоубийство. Вот совсем недавно, в новостях, рассказывали о десятилетней девочке из старинного русского города, которая покончила с собой лишь только потому, что родители не подарили ей на день рождения мобильный телефон… Вот они, плоды современного уродливого воспитания. Дети сейчас привыкают к тому, что любое их желание должно исполняться. Они не понимают, что есть в семье какие-то первоочереденые и второочередные покупки. Детский эгоизм, возведённый в абсолют. И в этом виноваты сами мы, то есть родители, бабушки-дедушки, потому что воспитание детей - это первоочередная задача семьи…

Припомнимъ снова и то, что всѣ мы плохо знаемъ по-руски…

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка

…Намедни меня спросили, как правильно – слитно или раздельно – писать начало русской пословицы « На что и клад, коли в семье лад »: "на что " или "начто "?

В данном случае " начто́ " – это просторечное выражение, являющееся местоименным наречием и означающее "зачем", "для чего" (например, начто он мне сдался? ).

Как правило, такие наречия пишутся слитно (например, насчёт ).

В современных словарях, как "фундаментальных", так и "содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка ", местоименное наречие начто почему-то отсутствует.

В Толковом словаре Даля это слово приводится в слитном написании:

НАЧТÓ нар. нá што и начовó , вост .; начаё , тмб . зач ѣ м, къ чему, для чего, на какую потребу, пó что. Дай сюда вилы! «Начто?» Начто было трогать, коли не велятъ. Начто много знать: однако дураками помремъ! (Даль . Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х тт. М.: ТЕРРА, 1995. Т. 2. С. 497).

Удалось отыскать это слово и в одном из современных толковых словарей русского языка, тоже в слитном написании:

НАЧТО" , мест. нареч. и созн. сл. (прост.). Зачем, для какой надобности. Н. он мне сдался? (т.е. зачем он мне нужен) (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 2002. С. 400).

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Я искренне рада нашей встрече. Семья -главное богатство в жизни. И если в семье царят взаимопонимание и доверие тепло и уют, это настоящее счастье. А если вся семья еще и любит читать, то это счастье вдвойне.

Наша программа называется: «Будет в семье лад, коли книге рад». И сегодня мы собрались вместе, чтобы получить заряд бодрости, блеснуть эрудицией, поболеть за дружные семьи, которые рискнули принять участие в сегодняшнем конкурсе.

Тема нашей встречи «Семейное чтение».

Представляем участников конкурса:

Любой конкурс невозможен без жюри. (Представляется состав жюри)

Вед. Наш первый конкурс «Семейный портрет».

Сейчас каждая семья попытается рассказать о себе, о своих семейных увлечениях, интересно, творчески, с задором. Нет на свете одинаковых детей и родителей, каждая семья интересна по своему. Давайте убедимся в этом.

Приглашаем семью... (Выступают семьи)

Вед. Спасибо семьям, а жюри за работу.

Издавна семья состояла не из одного поколения. В ней были дедушки, бабушки, мама, папа, дети, внуки и т.д. Жили они дружно, весело, друг друга уважали. Мы нашли много свидетельств тому.

Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы и поговорки. Я начну пословицу, а вы постарайтесь все вместе ее закончить.

- Семья в куче... - (не страшна и туча)

- Не нужен и клад... - (когда в семье лад).

- Дом вести...- (ис бородой трясти).

Вед. Это была не большая разминка, перед Предстоящие конкурсом.

Наше следующее задание называется «Гонка ая лидером». Вам необходимо ответить на мои вопросы, Я поочередно для каждой семьи

задаю вопрос - с нас правильный ответ. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Вопросы:

I . Есть у каждой книги, у дерева тоже есть, но у дерева опадают (Листок) 2.Главыый ropqg шлягера «В траве сидел кузнечик» (Кузнечик) З.Какое государство упоминается в тнтулй Гамлета, принца Датского? (Дакия)

4. По чему бьют в хоккее с шайбой? (По шайбе)

5.0 вчинка 5 которая стоила древним греком большой выделки. (Руно)

б.Текущий по усам. (Мед)

7. Свод армейской мудрости. (Устав)

8- Город, где огней так много золотых. (Саратов)

9. Не идущая к Магомету. (Г*ора)

ЕО.Часть тела, которую предлагают в комплексе с сердцем. (Рука)

I1 . Атрибут избы, который лучше ис иыносить. (Сор) 12,Райское местечко для влюбленных. (Шалаш) 13,Жидкость, без которой ни туда и ни еюда, (Вода) 14.Черные, жгучие и опасные. (Очи)

15. Заходящий за разум. (Ум)

16- Иа вес ЯЗЫКИ мастер. (Полиглот)

17, Декежная единица рублевой зоны, (Рубль)

18. Автомобиль, названный в честь великой русской реки. (Волга)

19. Вздор, предпочитавший, чтоО em несли. (Околесица)

20- Слово, которое и кошке приятно, (Доброе)

■ Всем спасибо.

Наш следующий конкурс. Он называется: «Что за прелесть эта сказки».

Я зачитываю отрывки из детских сказок, а ваша задача назвать автора л название сказки.

За полный ответ 5 баллов, если вспоминаете только автора или только название произведения - то 3 балла.

Варианты отрывков из сказок:

.. . Хозяин выскочил навстречу гостям, сорвал с плешивой головы шапочку и низко кланялся, прося зайти.

- Не мешало бы нам перекусить хоть сухой корочкой, - сказала Лиса.

- Хоть коркой хлеба угостили бы, - повторил Кот. («Золотой ключик, или Приключения Буратино». А.Н.Толстой).

.. . Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». А.С.

Пушкин).

...- Апчхи, - оглушительно чихнул неизвестный старик и упал ниц, -приветствую тебя, о прекрасный и мудрый отрок!

- Вы откуда? Из самодеятельности?

- О нет, о юный мой повелитель! Я вот из этого трижды проклятого сосуда... («Старик Хоттабыч». Л. И. Лагин)

.. . И когда пришел настоящий час, стало у молодой купеческой дочери, красавицы писаной, сердце болеть и щемить, ровно стало что-нибудь подмывать ее, и смотрит она то и дело на часы отцовские, аглицкие, немецкие, - а все ей пускаться в дальний путь. А сестры с ней разговаривают, о том о сем расспрашивают, подзадерживают. («Аленький цветочек». СТ. Аксаков)

.. . Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла. Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костер горит, чуть ли не до самого неба достает. А вокруг костра сидят люди - кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют. Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? («Двенадцать месяцев» С.Я. Маршак)

... Наконец и в путь обратный Со своею силой ратной И с девицей молодой Царь отправился домой. Перед ним молва бежала,

Быль и небыль разглашала.(«Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкин)

Женя отдала маме баранки, а сама про себя думает: «Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку!» («Цветик - семицветик». В.П. Катаев).

.. . Он подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страха упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся еще раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи. («Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Д.Н.Мамин-Сибиряк).

Вед. Наши мамы - молодцы! В следующем конкурсе мы посмотрим, на чтоспособны дети.

Проводится обзор книжной выставки: «Волшебный ларец сказок»

(Концертный номер)

Вед. Пока жюри подводит итоги у нас очень приятный момент. В этом вы сейчас убедитесь.

1. Чтоб жила библиотека, надо Чтоб в нее читатель заходил Хоть иногда... Вы со мной Согласны? Да!!

2. Чтоб страна была сильна, Надо...

Надо. Чтоб дружна была семья! Вы со мной согласны? Да!

3. Чтоб страна была умна,

Надо

Чтоб в семье читали книгу!

Вы со мной согласны? Да!

Вед. А сейчас обещанный приятный момент. Награждение самых активных читателей нашей библиотеки.

- Номинация «Самый юный читатель»

- Номинация «Самый активный читатель» - Баталова Гузель

- Номинация «Почитатель сказок» - Костина Анастасия

- Номинация «Самая читающая семья» - семья Ахметовых - мама папа и 2 их сыновей. (Аплодисменты победителям)

А мы продолжаем.

Вед. Важным элементом крепости, сплоченности и душевного согласия в семье является, конечно, семейное чтение. И мудрые родители, в каком бы веке они не жили, всегда понимали это. Читая всей семьей и малые и взрослые, соприкасаясь с жизнью литературных героев, приобщались к высокому и духовному, чем так богата мировая литература. Насколько эта традиция отлична от смотрин телевизора - чистотою общения, человечностью, душевностью - нет нужды доказывать.

Возродить ее - значит укрепить семейные узы. 5 ,Наш следующий конкурс называется «Звездный час».

Сейчас вам представится уникальная возможность показать эпизод семейного чтения.

Семьи получают отрывки из произведений.

Распределяют между собой роли, отрепетировав немного, они зачитывают этот отрывок.

Перед выступлением обязательно объявите автора и название произведения. Высший балл-5.

(Пока семьи готовятся проводится игра со зрителями)

Итак, мы готовы присутствовать на семейном чтении наших участников. Жюри продолжает свою работу. Выступит семьи.

Вед. И последняя шаш конкурс. Он называется «Почти буриме».

Я остановилась на нем, потому что знаю всех своих читателей, как больших любителей и знатоков поэзии. Конкурс заключается в следующем. Вы выбираете по конверту, где даны окончания стихотворных строк написанных знаменитыми поэтами, ваша задача - вспомнить и прочитать четверостишие. На обдумывание 3 мин. И так, выбираем конверты и работаем. 1.Кроет, крутя, завоет, дитя.

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя.

(А.С. Пушкин. «Зимний вечер») 2.Одинокий, голубом, далекой, родном.

Белеет парус одинокий, : В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?

(М.Ю. Лермонтов. «Парус») 3.Береза, окном, снегом, серебром.

Белая береза Под моим окном. Принакрылась снегом, Точно серебром.

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром,

Как бы резвясь и играя, Грохочет в небе голубом.

(Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза»)

Команды готовятся, а вашему вниманию обзор книжной выставки: «Семья колыбель счастья».___

Команды зачитывают отрывки из стихотворений

Вед. Нашему жюри предстоит большая работа - подвести итоги последнего конкурса и всей игры.

А пока жюри думает - музыкальный подарок от детского коллектива «Радуга».

По итогам конкурсов - «Самой читающей семьей» признаны семьи Ахметовыхи, Зариповых. Вам аплодисменты и призы. (Награждение победителей).

Закончился наш праздник. На прощание я хотела бы всем пожелать счастья, добра. Надеюсь, что вам сегодня было весело и интересно. До новых встреч.

1. По нему стучат, плюнув че­рез плечо. (Дерево.)

2. Лакомство, полюбившееся старику Хоттабычу. (Мороженое.)

3, Бьют Еремку по затылку, а он не плачет, только ножку пря­чет. (Гвоздь.)

4. Чтобы тело чище было, ну­жен нам кусочек... (Мыла.)

5. Плывут цвета молока в си­ем небе... (Облака.)

6. Счастливые... не наблюдают (Часов.)

7. Без рук, без глаз, а рисовать умеет. (Мороз.)

8. Всыпать по... число. (Пер­вое,)

9 Мой ... самых честных пра-(Дядя.)

10. Аи,Моська,знать она коль лает на... (Слона.)

11. течет, не вытечет. Бежит, бежит, не выбежит. (Раса.)

12. А вы... как не садитесь, все в музыканты не годитесь. (Друяя)

13. Стоит копна: спереди ви­лы, сзади метла. (Корова.)

14.... пробелогобычка. (Сказка.)

15. Быть можно дельным... и думать о красе ногтей. (Челове­ком.)

16. Чего можно ждать сидя у моря? (Погоды.)

17. Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, слезы пролива­ет. (Лук.)

18. Перед кем не надо метать бисер ? (Свиньи.)

V 19. В здоровом...здоровый

дух. (Теле.)

20, Пишет он, когда диктуют, он и чертит и рисует, а сегодня вечерком он раскрасит мне аль­бом. (Карандаш.)