Праздничный портал - Holidaylink
Поиск по сайту

Ногайцы: национальность, история, традиции и обычаи. Национальный музей Чеченской Республики - Музейный урок «Традиции женской одежды ногайцев Обряды, связанные с рождением ребенка

В Дагестане проживает 72 народности. Представители каждого народа имеют свой особенный исторически сложившийся национальный костюм. Сегодня нередко старинные искусно сделанные национальные костюмы на торжественные мероприятия и праздники одевают старейшины и даже официальные лица. Красота национальной одежды и ее историческая значимость высоко ценится и молодым поколением дагестанцев. Костюмы бережно хранят и передают по наследству.

Для начала давайте рассмотрим особенности мужского и женского костюма жителей Дагестана.

Мужской костюм

Мужской национальный костюм у всех народов Дагестанской республики практически не отличается от одежды других народов Кавказа.

Костюм состоит из рубашки кавказского кроя, штанов из плотной черной или серой ткани, суконной черкески приталенного силуэта с газырями.

Черкеска могла быть до щиколотки или до колена с расширенными к низу рукавами. На специальном ременном поясе поверх черкески мужчины носили кинжал или пистолет.

Колпачки газырей изготавливались из серебра или слоновой кости, в каждом из них хранился порох для одного выстрела.

Особенной деталью мужского туалета на Кавказе является папаха - это символ чести и достоинства мужчины. Сбить в пылу спора папаху с головы кавказского мужчины означало нанести личное оскорбление, а вот подарить папаху дагестанцу значит предложить вечную дружбу. Знатные и обеспеченные люди носили папахи из каракуля, а простой народ — из овчины.

От холода и дождя мужчин защищала бурка из овечьей шерсти. Обувью служили мягкие сафьяновые сапоги - ичиги.

Женская одежда

Костюмы дагестанских женщин очень разнообразны, отличаются широкой цветовой гаммой, кроем, отделкой и украшениями. Женская одежда со временем изменилась гораздо меньше мужской, отражала этнические особенности, нравы и обычаи древности, территорию проживания.

Цвет наряда и количество украшений указывали на возраст женщины, социальное положение и богатство. Молодые девушка одевались в одежду ярких цветов из ткани с узорами, а женщины старшего возраста носили темную одежду.

Как уже говорилось выше, одежда различалась у представителей народностей, проживавших на разных территориях. Предлагаем более подробно рассмотреть особенности национального костюма в различных частях Дагестана.

Нагорный Дагестан

Наряд аварок, даргинок, лачек состоял, в первую очередь, из длинного и широкого платья-рубаха туникообразного покроя. Крой платья был прямой или трапецевидный. Платье носили с кушаком или поясом.

Платья заправляли по бокам в штаны из ситца, бязи, сатина темного цвета или под пояс таким образом, что длина становилась до колен.

На голове закреплялась специальная шапочка - чухта, которая плотно охватывала верхнюю часть лба и свисала сзади. Сверху одевали специальное покрывало.

Женщины носили кожаную или вязаную обувь с загнутым носом, что было практично и красиво. Такие туфли не оббивались об камни.

Южный Дагестан

Народности лезгинской группы носили наиболее нарядные яркие и богатые костюмы. Основная особенность костюма - многослойность. Под верхнее распашное платье-валчаг надевали шелковое платье прямого кроя или отрезное, иногда с длинными пышными рукавами.

Второй особенностью женского костюма являлось обилие украшений на платье. Одежда была отделана драгоценными камнями и золотыми и серебряными монетами, расшивалась крупными узорами.

Предпочтение отдавалось тканям красного, желтого, зеленого, фиолетового цвета.

На голове женщины носили шелковые или шифоновые платки.

Кумычки и чеченки

Традиционным у кумычек и чеченок-аккинки было распашное платье-къабалай с широкой длинной юбкой.

Платье было украшено двойными застежками и серебряным филигранным поясом на талии. Къабалай имело двойные рукава: нижние - узкие длинной до кисти руки и верхние - широкие, длинные, откидные, расширяющиеся книзу.

На голове носили кружевные платки-тастары и шелковые гюльменди.

Ногайки

Костюм ногайцев более всего походит на среднеазиатские одежды. Наряды отличались наличием серебряных украшений с крупным орнаментом.

Женщины носили стеганый кафтан-бешмет. Головным убором молодых девушек были красивые тюбетейки, а для женщин старшего возраста платки.Сегодня на российском рынке появляется всё больше фирм и компаний, предлагающих качественную офисную технику. Вместе с тем, предложения эти зачастую оказываются неприемлемыми по цене… И лишь немногие фирмы предлагают свои покупателям технику, отличающуюся приемлемым балансом цена-качество. Среди этих фирм - и интернет магазин «VSEPRINTERA.RU», предлагающий принтеры и расходные материалы к ним. Чтобы , обязательно зайдите на вебсайт магазина!

Национальная одежда - богатое историческое и этнокультурное наследие ногайского народа. Отличаясь неповторимой самобытностью и красотой, она даёт представление о многовековом историческом развитии, кочевых традициях, культурных связях, географии расселения народа.

В основе национального костюма ногайцев – элементы одежды древних кочевников. Многие его черты сложились в эпоху саков, сарматов, гуннов, асов, кыпчаков. Ногайское орнаментальное искусство напрямую восходит к образцам, найденным в курганах сакского, сарматского, гуннского, а также золотоордынского времени.



Так как ногайцы, будучи степняками, воинами, большую часть времени проводили на коне, одежда отражала особенности кочевого образа жизни. Так, сапоги имели высокие голенища, штаны были широкого кроя для удобства верховой езды, капталы и шепкены были с запáхом и с открытой грудью, различные виды головных уборов учитывали климатические особенности летнего и зимнего времени года и т.д.


В изготовлении лучших образцов национальной одежды ногайцев использовались высококачественные материалы из стран Востока и Запада. Действовавший в течение столетий торговый Шёлковый Путь проходил через все регионы проживания средневековых ногайцев – Бахчисарай, Сарай Бату, Сарай Берке, Хаджи-Тархан, Сарайчик. Так, археологические находки XIV-XVI вв. на территориях исторического расселения ногайского народа позволяют говорить о тканях, коже, костяных и металлических элементах одежды из Китая, Индии, Персии, Генуи, Египта.





Лучшие сукна и другие ткани, кожа, шкура высших сортов шли на изготовление одежды богатых слоёв населения. Богатые женщины украшали одежду дорогими вышивками, носили золотые, серебряные украшения. Бедняки носили одежду из грубого сукна и дешёвых тканей.

Мужская одежда


Нательная рубаха - ишки коьйлек [ işki kөylek ] . Рубаха доходила до колен, заправлялась в шаровары, иногда носилась навыпуск.

Штаны - ыстан [ ıstan ] были с широким шагом, характерным для многих народов.

На рубаху надевали куртку-безрукавку - кыспа [қıspa], куьрте тон . Безрукавку обычно надевали во время работы по хозяйству.

Летней верхней одеждой у мужчин служил каптал (қaptal). У некоторых народов ногайский каптал получил название бешмета . Мужчины, независимо от возраста, носили длинные капталы. Герой лирической поэмы XIX века «Карайдар и Кызыл-Гуль» с сожалением поёт: «Кызыл каврак капталым кыска болган тизимнен» («Мой красный изношенный каптал [стал короток и] уже не достаёт до колен»).





Принадлежностью лёгкого верхнего мужского костюма у ногаев был также шепкен [ şepken ] .

Верхнюю мужскую одежду дополняла длинная бурка (ног. буьрке [ bürke ]) . Бурка защищала от дождя и снега, холода и жары.

А вот как очевидец описал наряд «князя мангытовских ногаев» мурзы Измаила Алиева: «На нём была из коричневого сукна шапочка (бюрк ), с соболиным околышем, чёрный шёлковый галстук, матерчатый бешмет (кафтан ) тонкого сукна, коричневого цвета (чебкен ), кругом обложенный серебряною вытканною тесьмою, как бордюркою; такого же сукна панталоны (шалвар ) и с такими же серебряными под чернью и позолотою пуговками и пряжечками висела шашка (кынжал ) с серебряною рукояткою, чернью, позолотою и серебряным темляком» .





Пояса


Важным атрибутом верхней мужской одежды являлся поясной ремень белбау . Он был узким, с металлической пряжкой и ременными подвесками с металлическими пластинками, гравированными чернью и золотом. Археологические раскопки в регионах расселения средневековых ногайцев обнаружили богатейшие образцы золотых и серебряных наборных ремней белбау. Изготовленные из благородных металлов наборные бляшки украшены зооморфным и растительным орнаментом, изображением тамг. Качество поясов показывает высокий уровень мастеров эпохи Золотой Орды.

Наряду с ремнём пользовались кушаком (ног. кусак [ қusaқ ] ). Это была скатанная или сложенная двухметровая полоса шёлковой ткани.





Мурза Измаил Алиев,

князь мангытовских ногаев ("Лев Кубани")

Шапки


У причерноморских ногайцев Д. Шлаттер зафиксировал «три головных убора:


ят боьрк – буквально значит «шапка для сна».

аьдетли боьрк – обрядовая шапка

кулак боьрк – меховая шапка, «шапка-ушанка».


Носили также кругловерхую шапку из бараньей шкуры, крытую сукном, под ней иногда – маленькую шапочку (ног. аракшын ).


Невысокая каракулевая шапка называлась ногай борк , а шапка повыше и пошире кверху – бухары борк .

Практичными головными уборами кочевника-ногая были зимние шапки тымак и малакай .

Летом носили так же войлочную шляпу - кийиз боьрк с круглой тульей и широкими полями, украшенную по тулье шнурком. Носили шляпы чаще мужчины пожилого возраста.

В дождливую и снежную погоду ногаи надевали на голову баслык .

Разнообразной была и мужская обувь


Самой распространённой обувью в широких слоях населения был ыдырык [ıdırıқ].

Из сафьяна или хрома шили чувяки на твёрдой подошве - баьпиш .

Носили бапиш с кожаными чулками мес . Мес делали из жёлтого или красного сафьяна, украшали серебряной или золотой тесьмой.

Носили также сапоги из верблюжьей, воловьей или коровьей кожи с загнутым носком. Из войлока изготовляли уйык и шорап [şorap].

Распространённым видом обуви у ногайцев были кожаные сапоги (ног. былгары этик ) на каблуке различной высоты

В повседневной культуре ногаев широко бытовали также туфли и домашняя мягкая обувь из кожи, мягкие сафьяновые сапоги без каблуков иш этик , которые носили с калошами - кауш [қauş].


Оружие


Мужскую одежду дополняло оружие - савыт и воинские доспехи. Боевое снаряжение ногайцев было лёгким.

Ногайский кочевник был вооружён

Луком (яй ) со стрелами (ок ),

Мечом (кылыш ),

Боевым топором (балта )

И копьём (суьнъги , найза ).

Имелись красиво отделанный колчан (кылшан [қılşan]) для стрел,

Шлем (тувлыга ),

Украшенный орнаментом саадак (ног. саадак) – футляр для боевого лука.




Женская одежда


Обширная география расселения ногайцев от Иртыша до Дуная стала причиной бытования различных региональных особенностей в женской одежде. Различия стали проявляться со времени распада Золотой Орды, когда ногайцы оказались разбросанными на территории нескольких государств (Крымского, Астраханского, Казахского, Сибирского ханств, Ногайской Орды). Эти различия особенно усилились во второй половине XIX вв., когда контакты между разными частями народа ещё более ослабели, и некоторые группы ногайцев попали под культурное влияние народов Северного Кавказа.


Наиболее самобытным является женский костюм ногайцев северо-западного Прикаспия. Тем не менее, в основных чертах традиционный женский костюм оставался единым вплоть до первых лет Советской власти.



Верхняя одежда


Штаны (ыстан [ıstan]) по своему покрою были аналогичны мужским. Штаны доходили до щиколоток, где они суживались.

Поверх штанов носили туникообразную рубаху (коьйлек ). Нательная рубаха (ишки коьйлек ) шилась без стоячего воротника, полы не доходили до колен.

На платье-рубаху надевали короткий шёлковый кафтан (зыбын ). Его шили в талию, и он плотно облегал фигуру. Чтобы было удобнее работать, зыбын часто шили без рукавов.

Другой верхней одеждой было длинное распашное платье (шыба [şıba]).

Ещё одной верхней одеждой был женский каптал (қaptal ). Добротный женский каптал имеет на груди десять узорчатых призматических серебряных узоров.




Головные уборы


« Ногайские женщины «никогда не ходят с открытой головой» , – писал Г. Ананьев.


Традиционные женские головные уборы разнообразны. Изящен был девичий головной убор. Он подразделялся на уборы:


oтакыя - шапочка из плотной ткани на подкладке и отороченная мехом. Сверху на такыя были нашиты серебряные украшения, монеты.

oкундыз борк [қundız bөrk]

oока борк - была распространена у кубанских ногайцев и частично – у ногайцев из территориальных подразделений джембойлук, етисан, етишкуль. Поверх неё женщины носили платки.

oБлизка к ней по форме шапочка кырым борк («крымская шапочка»), больше распространенная у ногайцев в Крыму.




Н.Ф. Дубровин писал, что девушки до замужества вместо тастара носят меховые шапочки с красными верхушками.

: 22 006 (2010)

  • Нефтекумский район : 12 267 (пер. 2002 г.)
  • Минераловодский район 2 929 (пер. 2002 г.)
  • Степновский район 1 567 (пер. 2002 г.)
  • Нефтекумск : 648 (пер. 2002 г.)
  • Карачаево-Черкесия : 15 654 (2010)
  • Астраханская область : 7 589 (2010)
  • Ханты-Мансийский автономный округ : 5 323 (2010)
  • Чечня : 3 444 (2010)
  • Ямало-Ненецкий автономный округ : 3 479 (2010)
  • Украина : 385 (перепись 2001 г.)

    Язык Религия Расовый тип Входит в Родственные народы Происхождение

    Нога́йцы (самоназвание - ногай , мн.ч. - ногайлар ) - тюркоязычный народ на Северном Кавказе и в Поволжье . Говорят на ногайском языке , который относится к кыпчакской группе (кыпчакско-ногайской подгруппе) тюркских языков . Литературный язык создан на основе караногайского диалекта и ногайского говора. Письменность связана с древнетюркской, уйгуро-найманской письменностями; с XVIII в. до 1928 года ногайский алфавит строился на арабской графике, с 1928-1938 гг. - на латинской графике. С 1938 года используется кириллица.

    Численность в РФ - 103,7 тыс. чел. ().

    Политическая история

    В середине XVI века Гази (сын Урака, правнук Мусы) увел часть ногаев, кочевавших в Поволжье, на Северный Кавказ, где были традиционные старые кочевья мангытов, основав Малые Ногаи .

    Ногайская Орда между Волгой и Эмбой пришла в упадок в результате экспансии Московского государства в Поволжье и войн с соседями, из которых наиболее разрушительной стала война с калмыками . Потомки ногайцев, не переселившихся в Малые Ногаи, растворились среди башкир, казахов и татар.

    Антропология

    Антропологически ногайцы принадлежат к южносибирской малой расе, переходной между большими монголоидной и европеоидной расами

    Расселение

    В настоящее время ногайцы проживают в основном на Северном Кавказе и Южной России - в Дагестане (Ногайский , Тарумовский , Кизлярский и Бабаюртовский районы), в Ставропольском крае (Нефтекумский район), Карачаево-Черкесии (Ногайский район), Чечне (север Шелковского района) и Астраханской области . От названия народа происходит название Ногайская степь - район компактного расселения ногайцев на территории Дагестана, Ставропольского края и Чеченской Республики.

    За последние десятилетия крупные ногайские диаспоры образовались в других регионах России - Москве , Санкт-Петербурге , Ямало-Ненецком автономном округе , Ханты-Мансийском автономном округе .

    Язык

    В культурном наследии ногаев главное место занимает музыкально-поэтическое искусство. Имеется богатейший героический эпос (в том числе поэмы «Эдиге»)

    Религия

    Ногайские девочки в национальных костюмах. Начало XX века.

    Одежда

    Жилище

    История

    Ногаи - один из немногих народов современной России, имеющий в прошлом многовековые традиции государственности. В длительном процессе ногайского этногенеза приняли участие племена из государственных объединений Великой Степи VII в. до н. э. - XIII в. н. э. (Саки , Сарматы , Гунны , Усуни , Канглы , Кенегесы, Асы , Кыпчаки , Уйгуры , Аргыны , Кытай, Найманы , Кереиты , Кунграты , Мангыты и др.).

    Окончательное оформление ногайской общности с надплеменным названием ногай (ногайлы) произошло в XIV веке в составе Улуса Джучи (Золотой Орды). В последующий период ногаи оказались в разных государствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, - Астраханском, Казанском, Казахском, Крымском, Сибирском ханствах и Ногайской Орде.

    Ногайские послы впервые прибыли в Москву в 1489 году. Для ногайского посольства был выделен Ногайский двор за Москвой-рекой недалеко от Кремля на лугу против Симонова монастыря. В Казани также было отведено место для ногайского посольства, называемое «мангытское место». Ногайская Орда получала дань от татар казанских, башкир, некоторых сибирских племен, играла политическую и торгово-посредническую роль в делах соседних государств. В 1-й половине XVI в. Ногайская Орда могла выставлять более 300 тысяч воинов. Воинская организация позволяла Ногайской Орде успешно отстаивать свои границы, помогать дружинникам и соседним ханствам, русскому государству. В свою очередь, Ногайская Орда получала военную и экономическую помощь от Москвы. В 1549 году в Ногайскую Орду прибыло посольство от турецкого султана Сулеймана. Через столицу его - город Сарайчик, проходила главная караванная дорога, соединявшая Восточную Европу со Средней Азией. В первой половине XVI в. Москва пошла на дальнейшее сближение с Ногайской Ордой. Усилился товарообмен. Ногайцы поставляли лошадей, овец, продукты животноводства, взамен получали сукно, готовую одежду, ткани, железо, свинец, медь, олово, моржовую кость, писчую бумагу. Ногайцы, выполняя договор, несли кордонную службу на юге России. В Ливонской войне на стороне русских войск выступали ногайские конные полки под начальством мурз - Тахтара, Темира, Бухата, Бебезяка, Уразлы и др. Забегая вперед напомним, в Отечественной войне 1812 года в армии генерала Платова был ногайский кавалерийский полк, дошедший до Парижа, о чем писал А. Павлов.

    Крымский период XVII-XVIII вв.

    После падения Золотой Орды ногайцы кочевали в нижнем Поволжье, однако движение калмыков с востока в XVII веке привело к перекочевкам ногайцев в северокавказские пределы Крымского ханства) .

    В составе России с XVIII в.

    Ногайцы рассеялись разрозненными группами по Закубанью возле Анапы и по всему Северному Кавказу вплоть до Прикаспийских степей и низовьев Волги. Около 700 тысяч ногайцев ушли в Османскую империю .

    К 1812 году всё Северное Причерноморье окончательно вошло в состав России. Остатки ногайских орд были поселены на севере Таврической губернии (современная Херсонская область) и на Кубани, и принудительно переведены на оседлый образ жизни.

    Ногаеведы

    Примечания

    1. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
    2. Всероссийская перепись населения 2010. Национальный состав населения РФ 2010
    3. Всероссийская перепись населения 2010 г. Национальный состав регионов России
    4. Этносостав населения Дагестана. 2002
    5. Этносостав населения КЧР. 2002
    6. Этносостав населения Чечни. 2002
    7. Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык.
    8. Minahan James One Europe, Many Nations: A Historical Dictionary of European National Groups . - Greenwood Publishing Group , 2000. - P. 493–494. - ISBN 978-0313309847
    9. Народы мира. Историко-этнографический справочник. Гл. ред. Ю.В. Бромлей . Москва "Советская энциклопедия" 1988. Статья "Ногайцы", автор Н.Г.Волкова, с. 335.
    10. KavkazWeb: 94 % опрошенных - за создание Ногайского района в Карачаево-Черкесии - результаты референдума
    11. В Карачаево-Черкесии официально создан Ногайский район
    12. В Карачаево-Черкесии создан Ногайский район
    13. В Карачаево-Черкесской республике создан Ногайский район
    14. Esperanto новости: Конференция о будущем ногайского народа
    15. Традиционная одежда и форма терских, кубанских казаков
    16. Ногайцы
    17. Ногайцы
    18. Российские военные и дипломаты о статусе Крыма в период правления Шагин-Гирея
    19. Вадим ГЕГЕЛЯ. Освоение Дикого Запада по-украински
    20. В. Б. Виноградов. Средняя Кубань. Земляки и соседи. НОГАЙЦЫ

    См. также

    Ссылки

    • IslamNGY - Блог группы "Ногайцы в Исламе". Исламский анализ истории ногайцев, призыв ногайских проповедников, статьи, стихи, книги, видео и аудио об Исламе и ногайцах.
    • Ногайцы.ру - Информационный сайт посвященный Ногайцам. История,Информация,Форум,Чат,Видео,Музыка,Радио,Электронные книги,Стихи, и многое другое касающиеся Ногайцев.
    • В. Б. Виноградов. Средняя Кубань. Земляки и соседи. Ногайцы
    • Владимир Гутаков. Русский путь к югу (мифы и реальность). Часть вторая
    • К. Н. Казалиева. Межэтнические отношения ногайцев на юге России

    Литература

    • Ярлыкапов, Ахмет А. Ислам у степных ногайцев. М., Инст. этнологии и антропологии, 2008.
    • Ногайцы // Народы России. Атлас культур и религий. - М .: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8
    • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 374

    Ногайская национальная одежда


    Национальная одежда – богатое историческое и этнокультурное наследие ногайского народа. Отличаясь неповторимой самобытностью и красотой, она даёт представление о многовековом историческом развитии, кочевых традициях,культурных связях, географии расселения народа.Национальный костюм ногайцев складывался в течение многих веков. Он характеризовался чертами типичными как для кочевого, так и для оседлого образа жизни народа.


    Одежду у ногайцев шили вручную женщины. Богатые женщины украшали одежду дорогими вышивками, носили золотые, серебряные украшения. Бедняки носили одежду из грубого сукна и дешевых тканей.


    Мужчины одевали нательную рубаху, которая доходила до колен и заправлялась шаровары. Шли ее ситца или бязи. Штаны заправлялись в сапоги. Они были широкие, удобные для езды на лошади. Поясом служил шнурок. Он был узким с металлической пряжкой и ременными подвесками с гравированными чернью или золотом металлическими пластинами. На поясе висел нож или кинжал в сафяновых ножнах. На рубаху ногайцы надевали куртку-безрукавку. Существовал и кафтан без подкладки. Богатые ногайцы носили бешмет. Принадлежность легкого верхнего до колен. В 19 веке с ростом товарно-денежных отношений появились рубахи-косоворотки, пиджаки, брюки. Верхнюю мужскую одежду дополняла длинная бурка из тонкого войлока с широкими плехами. Зимой поверх легкой одежды надевали шубу из разных шкур. Разнообразными были и головные уборы. Общей для всех возрастных групп являлась зимняя шапка. "У причерноморских ногайцев было 3 головных убора: для сна, обрядная шапка и шапка-ушанка. Носили также баранью шапку с верхом". В дождливую и снежную ногайцы надевали башлык. Его шили в виде капюшона с острым верхом и двумя длинными "крыльями". Разнообразной была и мужская обувь. Самой распространенной были "ыдырык". Они шились из кожи крупного рогатого скота. Носили также баъпишь с чулками (мыес). В ходу были также красные или черные сапоги с загнутыми носом. Из войлока изготовляли "уюкъ" и "шорап". Мужскую одежду дополняло оружие (савыт) и воинские доспехи.

    Женский костюм по покрою аналогичен мужскому. Штаны по своему покрою были близки мужским. Они доходили до щиколоток, где суживались. Поверх штанов носили рубаху. На нательную рубаху надевали короткий шелковый кафтан, который плотно облегал фигуру. Зимой носили меховые шубы. Принадлежностью верхней женской одежды был передник. Женщины никогда не ходили с открытой головой. Традиционные женские головные уборы были разнообразны. Иногда женщины надевали чалму. Девичий головной убор подразделялся на уборы "такъыя", "кундыз боърк" и "ока боърк". После свадьбы в знак замужества девушка надевала белый платок (тастар). Во время свадьбы на тастар надевали "келиншек сылауш". Это была накидка в форме косынки с опускающимся концом. Спереди на нее нашивали кораллы (маржан), бисер (ынжы), монеты (акъша). На висках свисали серебряные подвески, кисточки. Основным материалом для изготовления женской обуви служили шерсть и кожа. Из войлока делали узорные чулки (уюкъ). Из сафьяна шили сапоги с прямым или концом. Так же носили на каблуках со звонками (конъыра)

    Большое внимание уделялось украшения. Они в большинстве были серебряные. Нагрудные украшения (тостуъйме) состояли из 8-20 парных застежек пришитых параллельно. Так же пользовались поясом "кемар". Украшение являлись обычные бусы, кольца, браслеты (блезик), головные украшения.


    Кусак – серебрянный женский пояс Кускуйрук – нагрудные женские серебряные украшения


    Тастар –белый национальный платок (на картинке по середине)


    Ногайцы сначала очищали, мыли, перебирали и пропускали шерсть через гребень, Затем ровным слоем раскладывали ее на циновке, придавая слою определенную форму, толщину и величину в зависимости от изготовленного предмета. Для бурки, например, на большой циновке расстилали шерсть в форме трапеции. Затем шерсть обрызгивали кипятком, свернув вместе с циновкой в трубу. Перевязав трубку веревкой и сделав три воздушные петли, били трубку о землю 3-40минут. Затем войлок разворачивали, сбрызгивали еще раз кипятком и, и снова свернули в трубку, но уже без циновки, основательно валяли.

    После этого применялся еще такой прием: 4 женщины, две с одной стороны и две с другой, садились друг против друга и каждая пара по очереди отталкивала от себя ногами свернутый в трубку войлок. Этот процесс продолжался часа 1, 5 – 2. Затем войлок еще раз разворачивали и, сложив вдвое, опять катали. При этом одна женщина садилась на одном конце циновки, а другая – на другом. Они по очереди тянули войлок с себе в длину, вдвоем свертывали в трубку, перевязывали по середине веревкой и, поставив вертикально, сверху обливали 3-5 ведрами воды. В заключении войлок сушили в тени.

    4. Одежда

    Национальный костюм ногайцев складывался в течение многих веков. Он характеризовался чертами типичными как для кочевого, так и для оседлого образа жизни народа.

    "Материал для одежды ввозили или изготавливали сами. В пору расцвета Ногайской Орды, ногайцы получали из Москвы сукно, "платья всякие", холсты. Через существующий в Бухаре ногайский караван-сарай поступали китайский, индийский шелка и другие ткани" . Импортные ткани, товары были доступны лишь богатым, а бедняки обходились тканями домашнего производства. В 19 веке к ногайцам все больше стали проникать фабричные ткани, одежда, обувь из России.

    Одежду у ногайцев шили вручную женщины. Богатые женщины украшали одежду дорогими вышивками, носили золотые, серебряные украшения. Бедняки носили одежду из грубого сукна и дешевых тканей.

    Мужчины одевали нательную рубаху, которая доходила до колен и заправлялась шаровары. Шли ее ситца или бязи. Штаны заправлялись в сапоги. Они были широкие, удобные для езды на лошади. Поясом служил шнурок. Он был узким с металлической пряжкой и ременными подвесками с гравированными чернью или золотом металлическими пластинами. На поясе висел нож или кинжал в сафяновых ножнах. На рубаху ногайцы надевали куртку-безрукавку. Существовал и кафтан без подкладки. Богатые ногайцы носили бешмет. Принадлежность легкого верхнего до колен. В 19 веке с ростом товарно-денежных отношений появились рубахи-косоворотки, пиджаки, брюки. Верхнюю мужскую одежду дополняла длинная бурка из тонкого войлока с широкими плехами. Зимой поверх легкой одежды надевали шубу из разных шкур. Разнообразными были и головные уборы. Общей для всех возрастных групп являлась зимняя шапка. "У причерноморских ногайцев было 3 головных убора: для сна, обрядная шапка и шапка-ушанка. Носили также баранью шапку с верхом" . В дождливую и снежную ногайцы надевали башлык. Его шили в виде капюшона с острым верхом и двумя длинными "крыльями". Разнообразной была и мужская обувь. Самой распространенной были "ыдырык". Они шились из кожи крупного рогатого скота. Носили также баъпишь с чулками (мыес). В ходу были также красные или черные сапоги с загнутыми носом. Из войлока изготовляли "уюкъ" и "шорап". Мужскую одежду дополняло оружие (савыт) и воинские доспехи.

    Женский костюм по покрою аналогичен мужскому. Штаны по своему покрою были близки мужским. Они доходили до щиколоток, где суживались. Поверх штанов носили рубаху. На нательную рубаху надевали короткий шелковый кафтан, который плотно облегал фигуру. Зимой носили меховые шубы. Принадлежностью верхней женской одежды был передник. Женщины никогда не ходили с открытой головой. Традиционные женские головные уборы были разнообразны. Иногда женщины надевали чалму. Девичий головной убор подразделялся на уборы "такъыя", "кундыз боърк" и "ока боърк". После свадьбы в знак замужества девушка надевала белый платок (тастар). Во время свадьбы на тастар надевали "келиншек сылауш". Это была накидка в форме косынки с опускающимся концом. Спереди на нее нашивали кораллы (маржан), бисер (ынжы), монеты (акъша). На висках свисали серебряные подвески, кисточки. Основным материалом для изготовления женской обуви служили шерсть и кожа. Из войлока делали узорные чулки (уюкъ). Из сафьяна шили сапоги с прямым или концом. Так же носили на каблуках со звонками (конъырав) (рис.5).

    Большое внимание уделялось украшения. Они в большинстве были серебряные. Нагрудные украшения (тастуъйме) состояли из 8-20 парных застежек пришитых параллельно. Так же пользовались поясом "кемар". Украшение являлись обычные бусы, кольца, браслеты (блезик), головные украшения (Рис.6).

    5. Свадебные обряды

    "У ногайцев в исследуемое время брачный возраст колебался в пределах: для девушек – от 13 до 15, а для юношей – от 15 до 25 лет. Брачный возраст прежде всего зависел от имущественного положения семьи" .

    Для ногайцев сватовство малолетних в 19 веке все еще оставалось характерным, сватовство в колыбели (кудалык) и даже в утробе.

    Когда девушка достигала брачного возраста ее обычно изолировали от окружающих. Когда она достигала 11-12 лет, то больше не покидала своей повозки до замужества.

    "Ногаец свободно мог женится на дочери своего материнского дяди на том основании, что они принадлежат к разным патриархальным родам (тамгам)" .

    Непременным условием заключения брака была уплата калыма. Он рассматривался, как компенсация за рабочие руки. Калым выплачивался главным образом крупным рогатым скотом, а с развитием товаро-денежных отношений и деньгами. Калым составлял 40 голов крупного рогатого скота. За разведенную или вдову платили половину. При рождении девочки, односельчане, поздравляя главу семьи, говорили: "Цена девочки 40 быков, да принесут вам пользу 40 голов скота". С течением времени размеры калыма несколько сократились, а состав видоизменился. Величина во многом зависела от социального, материального положения сторон, так же от личных качеств невесты.

    Сверх калыма жених так же должен платить махар - определенную сумму денег.

    "Свадебный церемониал включал в себя несколько этапов. Первый этап – сватовство. Функции свата осуществлял чаще всего отец, старший брат, дядя по отцу или матери. Женщины в качестве свахи обычно не выступали. Исключение иногда делали для вдовы" .

    Семья невесты согласия на брак сразу не давала, даже если была готова на предложение, ибо должна была получить согласие своей родни. Свата в этом случае угощали калмыцким чаем и провожали. Через 7-10 дней он повторял свой визит, но и в этот раз возвращался ни с чем. Только во время третьего визита, который наносился через неделю, сват получал положительный или отрицательный ответ.

    Второй этап открывался официальной помолвкой. Она происходила либо в воскресенье, либо в среду. В обеих семьях собирались самые близкие семье родственники. Во время помолвки сваты в подарок невесте приносили головной платок, реже серьги. Сваты должны были договориться о величине калыма, о дате малой свадьбы и решить другие вопросы. С этого дня обе стороны называли друг друга "куда" (мужчин), "кудагай" (женщин).

    Третий этап состоял из малой свадьбы. В это время происходила передача калыма в дом невесты, хуржины, заполненные подарками для женской родни невесты. После помолвки жених мог посещать невесту, жить у нее неделями. Свидания устраивали жены братьев невесты.

    Перед свадьбой семья отправляла дочь – невесту в сопровождении снохи и подруги навестить родственников. Этим как бы она прощалась и приглашала на большую свадьбу.

    Свадьбу чаще всего устраивали осенью или весной. Прежде чем назначить число, ногайцы обращались к своим астрологам, которые по расположении планеты сафар-юлдыз "определяли" наиболее благополучные дни для бракосочетания. В назначенный день семьи (каждая отдельно) созывали своих родственников. Для новобрачных ставили новую юрту или кибитку - дар отца невесты.

    6. Обряды, связанные с рождением ребенка

    Рождение ребенка ногайцы воспринимали как радостное, торжественное событие. Однако в условиях отсталого кочевого быта далеко не всем удавалось спасать своих детей от смертоносных эпидемий, опасных заболеваний (оспы и тифа). Причиной тому легкое одевание в ненастную погоду. Отсюда исходят все лихорадки, простуды, лишающие их жизни. "По этой причине ежегодное число рождающихся превышает число умирающих весьма незначительное количество, и редко встречаются семьи многочисленные" .

    В доме мужа беременная жена освобождалась редко. Рожала она в тяжелых, антисанитарных условиях. Медицинская помощь отсутствовала, зато существовало много религиозно-магических обрядов. "По представлениям ногайцев к роженицам могла придти "албаслы" (демоническое существо), убить ее проглотить, или убить младенца. Поэтому они тщательно охраняли помещение роженицы" .

    Рожать женщина ходила в дом своих родителей за меся или за два до родов. Некоторые (караногайцы) всех своих детей рожала в родительском доме, другие (едисанцы) только первенца – "тунгъош".

    Роженица оставалась в доме своих родителей пока ребенку не исполнится 40 дней. Муж в течении этого времени не имел права посещать жену. С появлением мальчика на свет подростки спешили к родственникам сообщить радостную весть и получить подарок.