Праздничный портал - Holidaylink
Поиск по сайту

Проявляется воспитанность. Что такое воспитанность. Факторы, влияющие на воспитанность

К другим людям.

Что касается хороших манер, то конкретный их список варьируется в разных культурах, в связи с чем воспитанность иногда определяют как способность и привычку следовать правилам поведения , принятым в референтной группе .

Если вы взяли за образец манеры английской королевы, не очевидно, что на Востоке вы произведете соответствующее впечатление. Вас могут счесть не очень воспитанным человеком, если во время еды вы не рыгаете (это принято на Востоке как знак пищевого удовлетворения) и наливаете гостям полную чашку чая, при том что на Востоке воспитанные люди наливают дорогим гостям чай понемногу, чтобы показать готовность поухаживать за ними еще раз...

Однако один спившийся бомж среди других спившихся бомжей никогда не будет признаваться воспитанным человеком ровно потому, что такие бомжи правила поведения, хорошие манеры и воспитанность не признают в принципе .

Можно сказать, что воспитанность - это вставленное в человека уважение к окружающим людям. Если вас как следует учили, как себя вести, учили воспитанности, и вы это как следует усвоили - вы воспитанный человек . Если вас не воспитывали или вы это воспитание не впитали - вы не вполне воспитанный. Впрочем, если человек занимается , то результаты иногда получаются не хуже.

Как и любой навык, воспитанность бывает глубоко усвоенная, ставшей чертой личности - и наносная, легко слетающая в проблемных ситуациях, либо спадающая с человека с течением времени, если исчез контроль со стороны.

Элементарная воспитанность отличает человека хоть как-то воспитанного от невоспитанного вовсе. Если ребенок не кричит чуть что, как резаный, и не тащит еду из чужой тарелки, он уже получил элементарное воспитание. Элементарное воспитание говорит о том, ЧТО нужно делать, но в малой степени говорит о том - КАК, не говорит о стиле. Настоящая, или высокая воспитанность - это в большей степени КАК, это стиль, это красота движений и очарование интонаций. Высокая воспитанность - не только формальное и бездумное поведение, но и понимание смысла этого поведения, внутренняя приверженность воспитанности .

Детям приходится воспитанность прививать, потому что на первый взгляд воспитанность невыгодна: воспитанному человеку приходится себя во многом ограничивать, а в столкновении с невоспитанным человеком воспитанный практически всегда проигрывает: он не может себе позволить то, что легко позволит себе человек, от воспитанности свободный. Чем раньше ребенка начали учить воспитанности, тем больше шансов, что она будет у него "в крови", однако привитие воспитанности на фоне изначального внутреннего протеста ребенка дает очень спорные результаты.

Воспитанность в человеке (или невоспитанность) для внимательного глаза видна издалека и является для людей с развитым самоуважением важным маркером. Воспитанность похожа на касту. Воспитанные люди образуют некий круг, куда допускают не всех, а только избранных, подобных себе - людей воспитанных. Воспитанный человек не выразит без необходимости неуважение к невоспитанному человеку, но никогда не будет вести с ним дружбу или всерьез иметь с ним дела.

Воспитанность, как совокупность правил человеческого общежития, во многих случаях достаточно успешно заменяет эмпатию и рекомендации психологов. Воспитанный человек позитивен, не использует конфликтогены, проявляет синтонность, выдержано и достойно ведет себя в конфликте не потому, что знаком с рекомендациями психологов, а просто потому, что он так воспитан. Во многих случаях практическая психология нужна лишь постольку, поскольку человек в свое время не получил должного воспитания.

К сожалению, факты говорят о том, что в России воспитанность ниже, чем в других странах . Именно к русским туристам более всего нареканий по поводу их поведений за рубежом, а создатель анонимной соцсети Secret Дэвид Биттов с огорчением констатировал, что "Ни в одной другой стране мира люди не публикуют такое количество неприличного контента". Людям с российским менталитетом приходится специально объяснять, что анонимность нужна не только для того, чтобы говорить про грязный секс и чужие отношения.

Настоящая воспитанность проявляется у себя дома, в своей семье, в отношениях с родными

Мнение Дмитрия Сергеевича Лихачёва , литературоведа и историка культуры, академика АН СССР

Если мужчина на улице пропускает вперёд незнакомую женщину, открывает ей дверь, а дома не помогает жене вымыть посуду, - он невоспитанный человек. Если со знакомыми он вежлив, а с родными из-за любой мелочи раздражается, - он невоспитанный человек. Если он не считается с привычками, желаниями, предпочтениями своих близких, - он невоспитанный человек. А если же он любит шутить над женой и детьми, иногда даже унижая их, особенно при посторонних людях, - этот мужчина просто глуп. В основе всех хороших манер лежит забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо. Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим.

Вежливые, воспитанные дети всегда выделяются из толпы сверстников. На них обращают больше внимания, ими восхищаются, они умиляют и способны растопить сердце даже самого строгого взрослого. Более того, во взрослую жизнь они входят, зная, что могут справиться даже с самыми сложными ситуациями, используя хорошо знакомые им вежливость, воспитанность и такт. Согласно исследованиям психологов, они оптимистично смотрят на жизнь, пользуются популярностью и умеют с легкостью заводить друзей и приятелей, поскольку каждому приятно общаться с воспитанным и понимающим человеком. И это дает им дополнительные шансы в жизни. А поскольку воспитанные дети приучены уважать и понимать чувства и желания окружающих, они становятся еще и прекрасными членами семьи и родственниками. Но как воспитать в ребенке вежливость? Это не так уж и сложно, если помнить об одном важном факторе: развивать в ребенке тактичность и уважение нужно с момента его появления на свет.

В первый год жизни малыша родители в основном могут контролировать поведение малыша только тем, что отвлекают его внимание игрушками, выполняют желания, следят за сменой белья, режимом дня и т. д. Второй год жизни ребенка вносит много изменений. Малыш уже чувствует, чего хотят от него мама или папа. В этот период все разумные родители бывают весьма внимательны и последовательны в своем отношении к ребенку. Причем от мамы и папы совсем не требуется какого-то совершенного, безупречного поведения. Советуем родителям говорить и действовать так, как будто они полностью уверены в том, что ребенок выполнит их просьбы и требования. Голос мамы и папы должен быть дружелюбным, таким, каким обычно они говорят с очень близкими людьми.

Хотелось бы сказать еще об одном условии, наиболее трудно выполнимом. В голосе родителей чаще всего быстро появляется раздражение, которое проявляется в тоне. А ребенок это чувствует, и у него может появиться такая же ответная реакция. Поэтому, когда мама просит малыша неспокойным голосом что-нибудь сделать или прекратить заниматься тем, что доставляет ему удовольствие, обычно она встречает резкое сопротивление.

«Моя 2-летняя дочь завела вызывающую привычку, — рассказывает Катя. — Поев, она швыряет со своего столика тарелку на пол. Меня это очень удручает. Я, конечно, не делаю из этого фатальных прогнозов относительно ее будущего, да и тарелку не жаль — она пластмассовая. А остатки еды с пола убирает няня, которая, в общем-то, получает за это деньги. Но кому я буду платить за то, чтобы терпели дурные манеры моего ребенка, когда ему будет десять лет? А пятнадцать? А двадцать?..»

Дети хорошо чувствуют требования и желания старших, поэтому в хорошей спокойной семейной атмосфере их поведение почти всегда можно контролировать короткими замечаниями, напоминаниями, но не приказаниями.

Конечно, маленькие дети эгоцентричны, если они хотят чего-то, они будут добиваться этого всеми имеющимися в их распоряжении способами. Однако, встречая в ответ доброту и спокойствие, они способны воспринимать наставления старших. Так что с самого рождения будьте вежливы со своим ребенком, разговаривайте с ним спокойно и ласково. Дети, к которым родители относились с уважением, вырастают уверенными в себе людьми, способными относиться к окружающим с тем же позитивом и вниманием. Не забывайте поддерживать ребенка, когда он проявляет вежливость по отношению к вам, например, протягивает вам игрушку или делится сладостями, с улыбкой благодарите, а если вы делаете что-то приятное для него, говорите «пожалуйста». Известен случай, когда первое слово малыша было «па-бо», то есть «спасибо», — слово, которое он так часто слышал от родителей.

Хорошие манеры заметны и важны всегда и везде. В мире найдется не так уж много женщин, которые хотя бы раз в жизни не испытывали неловкость из-за их отсутствия у своего чада.

Я, например, вспоминаю случай, который произошел во время одного из походов в театр, со мной вместе была подруга с маленьким сыном.

Когда в антракте она усадила своего трехлетнего сынишку за столик в буфете, малыш неожиданно повел себя очень чинно: без всяких напоминаний расстелил перед собой бумажную салфетку, поставил на нее сок и тарелочку с кексом, а затем попросил у матери еще одну салфетку, чтобы вытирать рот. Ему удалось вполне пристойно справиться с едой, чего нельзя было сказать о его соседе напротив — мальчике постарше, который размазывал по столу месиво из крошек печенья и сока. Контраст был слишком разительным. Мама мальчика, почувствовав себя неловко, сделала сыну замечание. Но вот что интересно: стол перед ней тоже был усыпан крошками.

Тогда я подумала: как часто мы, родители, требуем от детей хорошего поведения, в то время как сами, не задумываясь об этом, подаем им дурной пример.

В возрасте полутора-трех лет ребенок мало что понимает из пространных монологов взрослых о хороших манерах и правильном поведении, однако он хорошо запоминает и усваивает наглядные примеры, особенно когда находится в «полевых условиях», то есть на детской площадке. Если ваш ребенок нарушает правила игры, не может дождаться своей очереди или плачет, проиграв, необходимо объяснить ему, что все дети ждут, все проигрывают и все играют по правилам. Ребенка в этом возрасте важно научить тому, что он является частью коллектива и что. если ему хочется принимать участие в играх вместе с другими детьми, он должен вести себя так же, как они, и подчиняться общим для всех правилам. Кстати, не помешает и специально готовить малыша, например, к походу в гости. Детям в возрасте до трех лет важно знать, что ждет их впереди, поэтому объясните ребенку, куда и зачем вы отправляетесь, с кем встретитесь и что будете делать. Не забудьте объяснить и то, что вы ожидаете от самого малыша, концентрируясь на двух-трех пожеланиях — не больше. Например, «не бегай, не кричи и не проси подарков».

С малышом надо заранее обговаривать все детали поведения, ведь он должен знать, чего от него хотят. И не забывайте похвалить его за то, как он себя вел.

Перед походом в гости напомните ребенку: «Когда войдешь, поздоровайся». А после обязательно отметьте его хорошее поведение: «По-моему, тете Вере очень понравилось, как ты поздоровался. Молодец, что сказал спасибо за игрушку, которую она тебе дала».

Только не делайте ребенка «вечным молодцом», хвалите за конкретные вещи, которые получились. Тогда в следующий раз он захочет вести себя еще лучше.

Поверьте, пройдет совсем немного времени, и слово «спасибо» станет одним из любимых в лексиконе вашего ребенка.

Воспитанность не образуется сама по себе, как полагают иные родители. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека, результат его воспитания. К сожалению, некоторые родители считают, что воспитание культуры поведения и навыков общения, вежливость, сдержанность — это удел взрослых, и потому говорят: «Все придет с возрастом, а пока что с него спросишь. Ребенок!»

Тем временем ребенок растет, не зная самых элементарных и доступных для него законов приличия, например: не подозревает о том, что, встретившись в дверях со взрослыми, надо посторониться, уступить место; в вагоне, пробираясь к выходу, расталкивать локтями людей неприлично; с бутербродом или с мороженым заходить в общественные места, где много народу, нельзя — можно посторонним нечаянно испачкать платье; привлекать внимание окружающих громкими разговорами — признак невоспитанности, и еще многого ребенок не знает...

В детский сад пришел новичок. На его лице выражение любопытства, ожидания. И его новый костюм, и начищенные до блеска ботинки, и белоснежный платочек, выглядывающий из кармашка — все говорит о том, что для него это торжественное событие.

— А я сразу — в старшую группу! — громко объявляет мальчик, перебивая разговор воспитателя с матерью. Подражая взрослым, он сует свою ладонь в руку воспитателя:

— Здрасте! Вы воспитательница? А правда, что в детском саду есть рыбки? А, правда, что днем надо спать?

Вопросы следуют без конца, и когда все они, наконец, исчерпаны, мальчик беззастенчиво рассматривает воспитательницу, пытается потрогать пуговицы на ее костюме, с откровенным любопытством вслушивается в разговор взрослых и время от времени вставляет реплики.

Уже первая короткая встреча позволяет составить впечатление о ребенке, как о воспитанном или невоспитанном. Оно складывается пока по некоторым внешним приметам: по тому, как он держит себя, вступает в разговор со взрослыми; подтянут или неряшлив, сдержан или нет... Поведение новичка заставляет размышлять: не упущено ли что-то в его воспитании? Действительно, как бы ни был ребенок развит, смышлен и внешне привлекателен, но если он вмешивается в разговор взрослых, не умеет вежливо обратиться с вопросом, не знает, как приветствовать старших, не в меру многоречив, то такой ребенок производит неприятное впечатление. О нем говорят: невоспитан. Вот почему, заботясь о гармоническом развитии ребенка, необходимо иметь в виду не только его физическое и нравственное здоровье, эстетическое и интеллектуальное развитие. Этого мало. Надо учить его и внешним формам выражения воспитанности.

Если ребенка своевременно не учат, как вести себя, то он невольно может поступать, как не надо.

Женщина нечаянно рассыпала апельсины. Неподалеку шестилетий мальчик наблюдает, как взрослые люди, согнувшись, собирают раскатившиеся в разные стороны апельсины.

— Вот еще два возле ящика,— подсказывает он другим, сам оставаясь на месте.

— А ты что же не помогаешь нам? — дружелюбно обратилась к нему одна из женщин.

— А я что ли их рассыпал?!

По этому ответу, выражающему удивление, нетрудно догадаться, что он так поступает не потому, что ему тяжело нагнуться, а потому, что не знает, как в подобной ситуации следует себя вести.

Как часто приходится краснеть за поведение детей повзрослевших, но так и не научившихся вести себя, как требуют того обстоятельства. Причина? Не знают элементарных законов общежития, не умеют отличить непринужденность от развязности, не знакомы с существующим этикетом. У некоторой части молодежи сложилось неправильное представление: красивые манеры, любые проявления воспитанности — уступить место, пропустить вперед себя в дверях человека, старшего по возрасту, извиниться за допущенную оплошность и прочее — «пережиток». Считается, что главное достоинство человека — в его внутреннем содержании. Можно ли представить себе воспитанным того, кто хотя образован, начитан, но в общении с людьми развязан и груб, игнорирует правила приличия? Такой человек производит впечатление нравственно неполноценного.

Почтительность определяется поведением человека, манерами, умением одеваться. Основы воспитания закладываются в детском возрасте. Родители и окружающие люди, выступают моделью поведения, с которой ребенок считывает данные и применяет во взрослой жизни. Воспитанный человек , с уважением относится к людям. Правила поведения меняются под воздействием таких факторов: места жительства, статуса и вероисповедания человека. В последнее время выходят публикации, доказывающие влияние наследственности на манеры личности. Что же собой представляет воспитанность? Это врожденное или приобретенное качество?

Что такое воспитанность?

Образованный человек почтительно относится к людям вне зависимости от обстоятельств. При этом к ребенку и взрослому предъявляют разные требования. Детям достаточно и следовать правилам, установленным в семье. Почтительность взрослого человека проявляется в следовании хорошего тона и поддержании норм поведения, принятых в конкретном окружении.

Воспитанный человек, находясь в обществе, учитывает, какие обычаи наследуются в стране или семье. Например, на востоке принято дорогим гостям наливать неполную чашку чая. Пополняя стакан, хозяева дома лишний раз проявляют внимание.

Взрослому человеку приходится поддерживать уровень воспитания, поскольку мир вокруг не стоит на месте. Меняются культурные направления, политические взгляды. Основы манер закладывают родители, далее человек самовоспитывается.

Культурный человек выделяется жестами, мимикой, речью. Во время разговора воспитанная личность не размахивает руками, проговаривает слова спокойным тоном, не гримасничает. Такой человек реагирует на мнение окружающих, не злословит за спиной, отпуская острые и колкие штуки. Человека с безукоризненными манерами называют дипломатичным, тактичным, вежливым.

Какой он воспитанный человек?

Нормы поведения придумываются людьми. Поэтому возникают разногласия при определении почтительного человека. Подобные споры легко разрешить. Спросите у окружающих людей, почему они считают вас воспитанным человеком. Перечислим критерии, которые признаны социумом:

  1. Обаяние и приятное общение. Воспитанный человек излучает доброжелательность, не прибегает к повышенному тону. К такой личности тянутся люди, окружают вниманием.
  2. Интеллигентность. Для многих – это синоним культурной личности. Интеллигентный человек сдержан, немногословен, с чувством собственного достоинства. Не выходит из равновесия, чтобы не случилось вокруг.
  3. Тактичность и деликатность. Воспитанный человек лучше промолчит, чем выскажет мнение, которое обидит собеседника. В разговоре не употребляет матерных слов, не затрагивает темы, неприятные окружающим.
  4. Уважение. Отмечается не показное качество и игра на людях. Воспитанная личность с одинаковым уважением отнесется к незнакомцу или родному человеку.

Факторы, влияющие на воспитанность

Воспитание ребенка заключается не только в прививании доброты и хороших навыков. Взрослые люди сталкиваются в жизни с предательством, злостью, ненавистью. Поэтому важно вовремя снять с ребенка розовые очки. Рассказывайте детям поучительные истории, разбирайте примеры из жизни.

Поскольку навык закладывается с малых лет, то на поведение и характер человека оказывают воздействие родители. Какие еще факторы, влияют на воспитанность?

  1. Отношения в семье. Ребенок, находящийся в утробе матери, реагирует на свет, звуки, голоса. Поэтому выстраивать следует не со дня рождения малыша, а со дня зачатия. Банальные конфликты приводят к серьезным ссорам. Взрослые не готовы уступать, ищут крайнего или виноватого. Примите за основу обговаривать скандалы и признавать неправоту. Покажите ребенку, что в вашей семье царит любовь и понимание. Чтобы дети других людей, учитывайте его мнение и разрешайте вступать в дебаты. Пусть учится отстаивать точку зрения тактично и аргументировано, а не криком и истериками.

    Лучше один раз показать на своем примере, как ведет себя воспитанный человек, чем сто раз объяснять правила поведения.

  2. Окружение. Большее участие в воспитании ребенка принимает мама или бабушка. На них и валятся шишки, если чадо оступилось. Идеальная схема воспитания – это равное участие мамы и папы. Но, помимо общения с родителями ребенок посещает детский сад, школу, кружки. Дети смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, читают книги. Образованность формируется под воздействием информации, полученной ребенком за пределами дома. При этом мнение со стороны ценится больше, чем нотации родных людей. Чтобы не потерять авторитет, интересуйтесь делами ребенка, уделяйте ему внимание каждый день, анализируя вместе, как прошел день.

Хотите вырастить воспитанную личность? Забудьте о применении силы, не делайте замечания ребенку в присутствии посторонних людей. Ежедневно давайте детям понимание, что он важен для вас. Прививая правила поведения ребенку, взрослые поддерживает свой уровень почтительности.

Воспитанность: врожденное или приобретенное качество?

Ранее считали, что если окружить малыша воспитанными людьми, то из него вырастит ангел. Исследования ученых доказали обратное. На образованность влияют усилия родителей и гены. Физические способности и состояние здоровья также вносят лепту. Недаром семейные пары, решившие усыновить ребенка, тщательно изучают, кем он был рожден.

Ученые доказали, что наследственность оказывает влияние на воспитание человека. Если однояйцовых близнецов разлучить в младенческом возрасте и отдать в разные семьи, то у них все равно сохранятся одинаковые черты характера.

С другой стороны правила поведения, заложенные в семье, оказывают влияние на человека. , агрессивность, нестандартные поступки – это последствия воспитания. У черствых родителей вырастают . Нестабильная обстановка в семье ведет к проблемам во взрослой жизни. Ученые выделили факторы, влияющие на плохое воспитание: бедность, насилие в семье, некачественное питание, наличие вредных привычек у родителей. Остановить разрушительное воздействие возможно, если подключить помощь извне. Участие социальных служб, прохождение реабилитационных программ.

На чьей стороне правда? Воспитанность – это врожденное или приобретенное качество? На самом деле нельзя рассматривать ситуацию однобоко. Человек, рождается с набором генов, которые . В то же время, находясь в обществе, поддаваясь влиянию окружающих, личность меняется, выстраивает линию поведения. Манеры человека формируются в равных частях под воздействием:

  1. Наследственных факторов. Включают характер, уязвимость и физическое состояние младенца.
  2. Воспитания. Формируется в результате отношения родителей и окружающих к ребенку, наличия стрессовых ситуаций и отягчающих обстоятельств.

Личность человека формируется в результате взаимодействия наследственности и воспитания. Эти два фактора дополняют друг друга, подключаясь на определенных отрезках жизни. В первые три года доминируют гены, биологические данные. Затем они ослабевают, и подключается окружение малыша. В этот период проявляется генетическая уязвимость. Постоянные стрессы и депрессии меняют человека, влияют на почтительность и нарушают работу мозга. Ученные доказали, что правильное воспитание способно победить генетические заболевания.

Проведенные опросы показали, что уровень воспитанности падает. Способствуют тому иные модели поведения. Если вернуться в недалекое прошлое, то можно увидеть, что представительниц слабого пола воспитывали в институтах для благородных девиц. Помимо образования, девочкам прививали навыки общения и достойные манеры. , прививался изысканный вкус, уделялось внимание поведению. Мальчики стремились попасть в кадетские училища, где помимо военной мудрости, учились ответственности, собранности, вежливости. Сегодня в государственных учреждениях отводят роль образованию, но не воспитанию. Отдавая все карты в руки родителям. Но, не все взрослые готовы вырастить достойную ячейку общества.

Как стать воспитанным человеком?

  1. Проанализируйте свое поведение. Подумайте, какие стороны или черты характера, хотели бы улучшить. Затем попросите знакомых, чтобы они дали вам характеристику. Поработайте над негативными и слабыми сторонами.
  2. Уважайте окружающих. Начните с уничтожения . Не позволяйте думать о других людях плохо. Прежде чем высказаться, дать совет, подумайте, хотели ли бы услышать подобные слова в свой адрес.
  3. Общайтесь с людьми непринужденно. Неумение поддержать разговор люди воспринимают, как невоспитанность. Ведь такой человек отмалчивается либо произносит глупости. Закрепощенность, робость, приводит к тому, что человек стесняется высказаться. Чтобы не прослыть невоспитанным человеком, учитесь общению с людьми.
  4. Найдите идеал. На первых порах понадобится пример для подражания, чтобы сформировать азы. Поищите воспитанного человека среди друзей. Подойдет герой фильма или книги. Если подходящего примера нет, то заводите новые знакомства, чаще общайтесь с людьми, отмечайте, какие качества характера нравятся, перенимайте опыт.
  5. Принимайте мнение других людей. в адрес человека, высмеивание поведения или одежды говорят об отсутствии воспитания. Каждая личность проявляется по-своему и не нуждается в навязывании вашего мнения. Нельзя подшучивать над людьми с физическими или умственными недостатками.

Воспитанность формируется в результате наследственности и вклада родителей, общественности. Человек способен подтянуть этот навык, работая над собой. Уровень воспитанности проявляется в нестандартных ситуациях. Если манеры поведения поверхностные, то при стрессе человек сорвется и проявит истинные эмоции. Воспитанность, данная от природы и приобретенная в течение жизни, привлекает манерами, изысканностью, умением человека общаться и выглядеть достойно.

Занятие с педагогом-психологом в 5 классе.

Тема: «Что значит быть воспитанным?»

Цель: Рассмотрение психологических и этических аспектов воспитанности.

Задачи:

  1. Раскрытие понятия внешней и внутренней воспитанности
  2. Способствовать развитию коммуникативных навыков подростков
  3. Побудить воспитанников задуматься о самовоспитании.

Материалы: мульти-проектор, ватман, фломастеры, листы А4,карагдаши.

Ход занятия:

  1. Организационный этап (1-2 минуты)

Цель: создание положительного эмоционального настроя на занятие.

Упражнение-приветствие «Приветствие по кругу». Приветствие выполняется стоя в кругу. Инструкция для обучающихся: « Ребята наше сегодняшнее приветствие я предлагаю сделать следующим образом. Встаньте в круг, соедините ладони как в игре «Летела ворона». Первый – мое настроение сейчас. Третий круг – пожелание всем на наш урок ».

  1. Мотивирующий этап: (4 минуты видео+ 3 мин обсуждение)

Цель: создание условий для перехода к теме урока, мотивация на диалогическое общение (беседу).

Начать наше занятие предлагаю с просмотра небольшого видео. Итак, внимание на доску (просмотр видео стихотворения А. Барто «Медвежонок невежа»). После просмотра обучающимся задается мотивирующий вопрос: «Как вы думаете, о чем данное стихотворение? Кто автор этого стихотворения?

О чем пойдет речь сегодня на занятии?»

Ответы детей:………….

Через ответы детей формулируется тема занятия

Слайд темы: На слайде обозначена тема занятия «Что значит быть воспитанным?»,

на доске ватман с названием темы. Обучающимся задается вопрос «Скажите, вы знаете ответ на данный вопрос?», для актуализации уже имеющихся знаний по теме.

На своих листах-стикерах ответе на этот вопрос. Обучающиеся пишут ответ и приклепляют на лист ватмана.

Обобщение ответов обучающихся «Если Вы спросите несколько людей о том, что значит быть воспитанным, то наверняка получите разные ответы. Действительно, быть воспитанным - это целое искусство, и сейчас, к сожалению, далеко не каждый владеет им в полной мере. Нельзя стать воспитанным сразу, человек учится этому на протяжение всей своей жизни.»!

  1. Целепологание:(2-3 минуты) Я вижу, что понятие «воспитанность человека для вас знакомо». Подумайте, чтобы вы хотели еще узнать на занятии в этой теме. Ответы обучающихся фиксируются на ватмане.
  2. Основная часть (раскрытие темы):

«Два яблока» Ребята посмотрите на эти два яблока, как вы думаете, какое из этих двух будет вкуснее?

Ответы детей.

Действительно если посмотреть на это чистое, красивое, ровное яблоко, оно может показаться нам вкусным, но это далеко не так! А вот второе яблоко, которое менее красиво, но в тоже время слаще на вкус!

Теоретический блок

Когда мы говорим о воспитанности человека, мы используем два понятия: внешняя и внутренняя воспитанность. Давайте подробнее рассмотрим эти понятия.

(слайд) Воспитанность человека

Внешняя воспитанность

Внутренняя воспитанность

В широком смысле понимают совокупность правил как один из способов регулирования поведения, касающихся внешнего обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, нормы поведения в общественных местах, манеры и одежда.

Воспитанность как мораль или нравственность рассматривают как один из способов регулирования поведения, проявления отношения к людям, то есть качества людей определяющие его поступки, отношение к людям.

Проблемный вопрос: «Как вы считаете, что важнее внешняя или внутренняя воспитанность?»

Работа в группах

Описание ситуации для работы в группах: «Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, смотрел телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от радости). Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, – сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю, ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать мороженое. У перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик рванулся через улицу прямо к магазину».

Докажите на примере данной ситуации, что внешняя воспитанность важнее чем внутренняя, и наоборот участники второй команды докажите что внутренняя воспитанность важнее!

Анализ полученных результатов в группах.

«Третье яблоко» Действительно трудно однозначно сказать, что является важнее внешние поступки или внутренние качества для определения воспитанности человека! Посмотрите на это яблоко! Хотите его попробовать! Вкусно, красиво.

  1. Подведение итогов.

«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А.П. Чехов).

Вывод: Уважение вызывает тот человек, который, следуя установленным правилам и нормам поведения (т. е. этикету), не забывает о том, что главным является не только то, что он делает, но и как он это делает, в какой форме.

Ответили ли мы на поставленные вопросы? – возращение к плакату с целями

Хочется ли вам сейчас добавить что-то на этот плакат отвечая на вопрос, что значит быть воспитанным?

№ п/п

Этапы

Цель

Методы и техники

Кол-во

минут

Организационный

Создание условий для организации положительного настроя на занятие в группе, а также для начала внутригруппового взаимодействия.

Приветствие

«Передай настроение по кругу»

Мотивационный

Создание условий для перехода к теме урока, мотивация на диалогическое общение

Просмотр видеоролика «Медвежонок невежа» (А.Барто)

Обсуждение просмотренного материала, определение темы занятия

Актуализация

Определение имеющихся знаний по теме занятия

Работа с плакатом «Что значит быть воспитанным?»

Целеполагание

Развитие умения определять цели и задачи занятия для каждого участника занятия

«Чтобы вы хотели еще узнать о воспитанности на нашем занятии?»

Работа с плакатом цели

Теоретический

Раскрыть понятия внешней и внутренней воспитанности

Метафорический прием «Два яблока»

Информационный блок Работа с презентацией

Практический

Проанализировать внешние и внутренние стороны воспитанности человека с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе;

Развитие навыков сотрудничества обучающихся друг с другом

Работа по группам

Анализ ситуации (4 мин)

Аргументирование полученных результатов группы (4мин)

Метафорический прием «Яблоко» (2 мин)

Работа с высказыванием А.П. Чехова (2 мин)

Рефлексивный

Подведение итогов, самооценка деятельности.

Плакат «Что значит быть воспитанным?» (2 мин)

Плакат «Цели» (2 мин)

Воспитание - это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности.

Воспитательный процесс в современной школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

С точки зрения педагогики процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.).

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Для того чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Без знания достигнутых результатов ни планирование, ни управление процессом невозможны. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Он может соответствовать запроектированному, а может отличаться от него.

Определение воспитанности школьников является сложной и не вполне разрешенной в современной педагогике проблемой. В настоящее время об уровнях воспитанности можно составить лишь приблизительное представление, используя сложные и трудоемкие процедуры выявления и анализа результатов воспитания.

Воспитанность - умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под воспитанностью, как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях и т.п. Воспитанный человек характеризуется вежливостью, учтивостью, знанием правил культуры поведения, этикета. В широком смысле воспитанность является неотъемлемым качеством интеллигентности. Воспитанность проявляется не только по отношению к людям, но и животным, окружающей природе. Воспитанность формируется с раннего детства и обусловлена развитием культуры в обществе, социальной средой, системами воспитания в семье, учебном заведении и др.

В повседневной жизни под воспитанностью обычно понимаются хорошие манеры, умение адекватно вести себя в обществе и уважение к другим людям. Что касается хороших манер, то конкретный их список варьируется в разных культурах, в связи с чем воспитанность иногда определяют как способность и привычку следовать правилам поведения. Можно сказать, что воспитанность- это вставленное в человека уважение к окружающим людям. Если вас как следует учили, как себя вести, учили воспитанности, и вы это как следует усвоили - вы воспитанный человек.

Современный ребенок находится под воздействием постоянного информационного натиска, поэтому необходимо помнить, что, говоря словами А.С. Макаренко, ребенка «воспитывает все: люди, вещи, явления, прежде всего и больше всего - люди. Направить это развитие и руководить им - вот задача воспитания»

Среди множества подходов к определению воспитанности можно выделить следующие:

1) показателем воспитанности является направленность (первый подход - это направленность «на объект», «на других людей», «на себя»; второй - выделение положительной - на добро, созидание - и отрицательной - на зло, разрушение - направленности);

2) показателем воспитанности является наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств может быть различным в зависимости от модели выпускника конкретного учебного заведения. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе.

3) показателями, определяемые на основе структуры личности: мотивы поведения воспитанника; знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения; сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанника; в целом, поведение воспитанников.

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса - один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена, прежде всего, тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно. Однако, отказавшись от изучения эффективности воспитательного процесса, дети будут обречены на стихийное существование и развитие.

Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:

конкретизировать цели воспитательной работы;

дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;

обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;

обосновать выбор содержания и методов воспитания;

соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;

видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.

Нравственные качества формируются на основе и в связи с другими личностными образованиями, раскрывающими отношения человека к обществу, труду, гуманное отношение к людям и принципиально-требовательное к самому себе, Вступая во взаимодействие, они рождают новые свойства -- воспитанность личности. Однако, отмечая близость категорий качества и воспитанности, мы не отождествляем их, поскольку определенные качества присущи всем людям, а воспитанность -- далеко не каждому. Воспитанность личности определяется не отдельными качествами, а их совокупностью, нравственным содержанием и направленностью, уровнем развития. Воспитанность -- это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к обществу и коллективу, умственному и физическому труду, к людям, самому себе.

Воспитанность предполагает культуру поведения, этикет (соблюдение правил поведения в регламентированной форме) и культуру общения. Преобладание отрицательных черт в поведении определенной личности позволяет говорить о ее невоспитанности.

В определении признаков воспитанности школьников необходимо учитывать их возрастные возможности. Будучи объектом воспитания, школьники становятся субъектами активной деятельности и самовоспитания не сразу, а по мере того, как развиваются их интеллектуальные возможности, способность к оценке и самооценке, регуляции своего поведения и поведения других, самостоятельной организации деятельности. При этом признаком становления воспитанности выступает самостоятельное принятие правильного поведенческого решения, степень проявления саморегуляции.

Учителю и классному руководителю нужно помнить, что самостоятельность выражается в умении ставить перед собой цели и задачи, принимать решения и делать оправданный, обоснованный выбор способов деятельности. Тенденция к осуществлению самостоятельных волевых поступков на основе усвоенных нравственных принципов и норм, моральных убеждений и привычек отражается в саморегуляции.

Самостоятельность в организации деятельности и саморегуляция поведения рассматриваются нами как основные признаки становления воспитанности. Это чрезвычайно важные признаки и потому, что завершается борьба мотивов, проявляется поведение в конкретных обстоятельствах.

Воспитанность как педагогическое понятие.

В понятийном словаре «воспитанность» толкуется как уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств. Разлад, конфликт между тем, что человек знает, как он думает и как реально поступает, может приводить к кризису личности. Воспитанность - сегодняшний уровень развития личности в отличие от воспитуемости - потенциального уровня личности, зоны ее ближайшего развития.

Воспитанность ребенка - результат воспитания, предназначенного наилучшим образом подготовить ребенка к полнокровной жизни в современном мире, а значит, мера воспитанности определяет степень подготовленности ребенка к жизни на уровне ее современной культуры и потенциальной возможности счастливой жизни.

Говоря о воспитанности ребенка, подразумевают степень его соответствия высоким требованиям культуры. Правда, взрослые тоже не все и не в очень высокой степени отвечают таким нормам, но воспитание во всем мире и всегда ориентировалось на наивысший уровень достижений культуры, который и определял цель воспитания.

Однако существует ли возможность обнаружить какими-то способами воспитанность человека, пользуясь достижениями человечества? Необходима мерка, которой станем оценивать наличие воспитанности. Необходим критерий оценки явления, нас интересующего.